Карельский перешеек. (Welcome) качестве в Челябинске

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

История

Первые попытки сооружения канала между Саймой и морским побережьем были предприняты в году . В течение 345 лет вопрос о постройке такого канала поднимался неоднократно, в 1600 году даже начинались работы, но недостаток средств не дал возможности реализовать проекты.

Проектирование и строительство

Сайменский канал. 1903 год

Торжественное открытие канала состоялось 26 августа (7 сентября) года в честь дня коронации императора Александра II . В этот день в Выборге состоялся праздничный фейерверк , во время которого в Выборгском замке вспыхнул пожар, нанёсший значительный урон ансамблю.

Работа до 1939 года

Сайменский канал стал крупнейшим шлюзовым каналом Финляндии, его доля в канальных грузоперевозках во второй половине XIX века превышала 50 %, да и в первые годы XX века оставалась значительной. Помимо этого, канал способствовал развитию туризма.

В годы войны (1939-1944)

Осенью 1939 года было отмечено, что Сайменский канал может, по крайней мере, частично оказаться в зоне боевых действий. Появилась цель сделать его заграждением в противотанковой обороне. Канал представлял собой в некоторых местах препятствие благодаря глубокому руслу, которое затем было усовершенствовано различными плотинами . Были построены плотины, чтобы обеспечить затопление территории, прилегающей к каналу, если советские войска прорвут укрепления на Карельском перешейке (так называемую Линию Маннергейма). Затопление было произведено, но это не остановило Красную армию .

После Советско-финской войны граница СССР и Финляндии прошла таким образом, что канал оказался частично на советской, частично - на финской территории, так что для его использования требовалось межгосударственное соглашение, для достижения которого условия были неподходящие.

После того, как в 1941 году Финляндия завоевала отошедший в предыдущем году Советскому Союзу Карельский перешеек , канал привели в рабочее состояние и использовали для снабжения армии, а позже - для эвакуации военных и мирных жителей Карельского перешейка.

После заключения перемирия канал снова оказался на территориях двух стран, и движение по нему прекратилось. Кроме того, за почти сто лет, прошедшие с момента постройки, сооружения канала обветшали и нуждались в масштабной реконструкции.

Послевоенные годы. Аренда.

После завершения войны, уже с года, по инициативе Финляндии велись переговоры о предоставлении южной части канала, оказавшейся во владении СССР, в аренду Финляндии. Процесс шёл медленно, главным образом из-за противодействия идее в самой Финляндии - оппозиция активно критиковала политиков, пытавшихся договориться об аренде, поскольку заключение такого договора стало бы косвенным признанием Финляндией установившихся по завершении войны границ с СССР.

Новый договор аренды

20 ноября 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал» .

Судоходная трасса

  • Длина:
    • общая протяженность - 57,3 км (34 км - в России , 23,3 км - в Финляндии)
    • сухопутной части - 42,9 км (19,6 км - в России, 23,3 км - в Финляндии),
    • морского фарватера - 14,4 км.
  • Ширина - от 34 до 55 м.
  • Глубина (наименьшая) - 5 м.
  • Перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом - 75,7 м.
  • Разрешенные габариты судов:
    • длина - 82,0 м,
    • ширина - 12,2 м,
    • осадка - 4,35 м (рекомендуемая - 4,2 м),
    • высота мачт - 24,5 м.
  • Количество пограничных знаков, отмечающих границу зоны аренды от прочей территории Российской Федерации, - 217.

Технические сооружения

Шлюз Мялкиа

Шлюзы

На территории Финляндии расположены три шлюза :

  • Мялкия (Мялкиа) Mälkiä (12,4 m)
  • Мустола Mustola (7,2 m)
  • Соскуа Soskua (8,3 m)

На территории России - пять:

  • Пялли Pälli (11,7 м)
  • Илистое (10,2)
  • Цветочное (5,5 м)
  • Искровка (11,4 м)
  • Брусничное (10,0 м)

Самый большой шлюз - Мялкия, перепад уровня - 12,4 м. Самый маленький шлюз - Цветочное, перепад уровня - 5,5 м. Управление всеми шлюзами автоматизировано, осуществляется с диспетчерского пункта на шлюзе Пялли.

Мосты

  • 12 автомобильных мостов (на территории России - 6, на территории Финляндии - 6), из которых 7 разводные (на территории России и Финляндии 4 и 3 соответственно);
  • 2 железнодорожных моста (по одному на территории России и Финляндии), оба неразводные.

Использование

Правовой режим определяется советско-финским договором 1963 года. По этому договору находящаяся на российской территории часть канала и остров Малый Высоцкий арендуются Финляндией до года. Управление сооружениями канала осуществляет финская сторона. Интересы российской стороны представляет ФГУ «Сайменский канал», директор - В.П. Остапенко ().

Канал дает возможность судоходства из внутренних вод Восточной Финляндии в Россию и страны Европы . На российской территории Сайменский канал обеспечивает выход на порты Высоцка и Выборга. Для многих маршрутов он является продолжением Волго-Балтийского водного пути .

Правовой режим

На территории Сайменского канала действует российское законодательство с немногочисленными исключениями, подпадающими под юрисдикцию Финляндии, и касающимися правил судоходства, а также трудовых отношений с обслуживающим персоналом канала. Также имеются специальные правила в отношении морских и речных судов, следующих по каналу в Финляндию. Российская виза не требуется для прохода по каналу судов и экипажей из любой страны мира, однако на границе в обязательном порядке производится паспортный контроль. Российский КПП для контроля судов, проходящих по каналу, находится у шлюза Пялли. С финской стороны такой контроль производился на КПП Нуиямаа (его водной части), но после переноса КПП Нуиямаа в сторону от побережья он при необходимости осуществляется в Лаппеенранте.

Примечания

  1. Финляндия арендовала у России часть Сайменского канала еще на 50 лет . Lenta.ru (27 мая 2010). Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 14 августа 2010.
  2. Текст Договора об аренде
  3. Федор Есипович, Виктор Цукер Канал в тысячу озер . Группа «Эксперт» (4 сентября 2006). Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 11 сентября 2006.
  4. Saimaan kanavan museo (фин.)
  5. Сайменский канал, история создания. Григорий Усыскин
  6. Григорий Усыскин. 145 лет Сайменскому каналу (история создания)
  7. Сайменский канал
  8. Финляндия арендует Сайменский канал еще на 50 лет
  9. Медведев ратифицировал договор об аренде Финляндией Сайменского канала
  10. Аренда Сайменского канала
  11. Аренда Финляндией части Сайменского канала продлена еще на 50 лет
  12. Вести.Ru: Россия и Финляндия подписали соглашение на полвека вперёд
  13. Президент внёс в Госдуму на ратификацию Договор об аренде Финляндией российской части Сайменского канала
  14. Д.Медведев подписал закон о ратификации договора об аренде Сайменского канала
  15. Госдума ратифицировала договор о Сайменском канале
  16. РФ продлила аренду Сайменского канала для Финляндии еще на 50 лет
  17. www.dp.ru, Корр:Наталья Дубинина со ссылкой на консолидированные результаты работы ОГК-5 за 2007 год

Совершив первую поездку из Санкт-Петербурга в Финляндию, обратили внимание на то, что значительная часть автомобильной трассы проходит вдоль искусственного канала. Заинтересовались, полезли в книжки и Интернет. Выяснили, что уже со второй половины XIX века финское озеро Сайма и Выборгский залив Балтийского моря связывает судоходный Сайменский канал общей протяженностью без малого 60 км. Естественно, возникло желание «познакомиться» с этим гидротехническим сооружением поближе.

Как добраться до Сайменского канала?

Экскурсии по Сайменскому каналу организуют теплоходами как из Выборга, так и из финского городка Лаппенранта. Переход занимает пять с половиной часов. Из-за ограниченности во времени мы выбрали другой вариант: автобусная экскурсия в Финляндию с двухчасовой прогулкой на теплоходе по каналу за первый шлюз.

Начало поездки не сулило безмятежного отдыха – от самого Питера до границы дождь струйками разбегался по автобусным стеклам. Однако, к нашему прибытию на причал Лаппенранты солнце почувствовало себя смелее. Зонты были спрятаны.

Погрузка на теплоходик прошла энергично, и вот мы уже отчаливаем. По правому борту – причалы для стоянки яхт и катеров. Их количеству может позавидовать иной южный курорт!

Через несколько минут мы уже выходим из бухточки на просторы озера Сайма.

Берега начинают сближаться, мы входим в канал. Глядя на эти аккуратные откосы, выложенные гранитными плитками, ухоженные газоны, трудно себе представить весь титанический объем грубой, черновой работы, предшествовавшей сегодняшнему порядку.

Больше 36 км гранита пришлось расколоть, взорвать, распилить, выгрызть, чтобы создать искусственное русло глубиной чуть больше 5 метров и шириной 30-34 метра.

Еще 23 км канала – это природные реки и озера.

В двух километрах от начала канала находится первый из восьми шлюзов – Мялкия. Конструкция всех шлюзов одинакова. Верхние ворота – подъемно-опускные, нижние – распашные. Ширина камеры – 12,5 м, длина – 85 м.

Различаются шлюзы только высотой перепада воды. Мялкия – самый впечатляющий лифт, поднимающий (опускающий) суда на 12,4 м.

Вдумайтесь: уровень Сайменской озерной системы почти на 80 м выше уровня воды в Выборгском заливе! На всем протяжении канала построено 8 шлюзов, которые обеспечивают судоходство.

Мысли о соединении Сайменской озерной системы с Балтийским морем искусственным каналом издавна не давали покоя правителям здешних мест. Но несовершенство техники и технологий, а главное - отсутствие достаточного финансирования препятствовали реализации смелых планов. Только российский самодержец Николай I, осознавая необходимость обустройства территорий, вошедших в состав империи после русско-шведской войны, принял решение о строительстве канала. Земляные работы начались в 1845 году. Торжественное открытие канала состоялось уже при императоре Александре II, в 1856 году.

А через 5 лет добрая половина экспорта финского леса шла через канал, восточная Финляндия оказалась более доступной для путешественников, среди состоятельных петербуржцев стало модным строить дачи на живописных берегах канала.

Интенсивная эксплуатация канала осуществлялась вплоть до войны 1939 года между СССР и Финляндией. После завершения войны канал оказался разделенным между двумя государствами. Только в 1962 году (!) было подписано соглашение, по которому Финляндии передавался в аренду на 50 лет сам канал и прилегающие территории. Сразу же, с 1963 по 1968 годы была проведена реконструкция шлюзов для прохода более крупных судов. Вместо первоначальных 15-ти шлюзов было построено 8, с одновременной разработкой нового, более широкого русла.

Тем временем, теплоход вышел из шлюза и на ближайшем широком месте развернулся в обратный путь. Оставив справа по борту ворота старого шлюза, мы входим в камеру современного Мялкия.

Каких-то десять минут бурлящей воды вокруг – и мы на верхнем «этаже» канала.

Северный август словно позволил рассмотреть устройство канала, шлюза и снова нагнал на нас дождевые тучи.

Впереди показался фонтан, устроенный посреди бухты, - путешествие подходит к концу.

Мы еще раз вернулись к шлюзу Мялкия, чтобы увидеть всю картинку с берега. Чтобы увидеть заросшее камышом старое русло.

Чтобы увидеть новое русло.

Чтобы увидеть российские яхты, возвращающиеся в родной порт.

Возвращающиеся по водному пути, который сами фины признают заслугой России и российских императоров.

Торжественное открытие Сайменского канала состоялось 7 сентября 1856 года. К сожалению, пышное празднество, уст роенное по этому случаю в Выборге омрачил пожар в замке, возникший от фейерверка.
Построенный с целью облегчить торговые сношения жителей Финляндии между собой, с Россией и другими странами, Сайменский канал начал быстро оправдывать затраченные на него средства. Благодаря каналу «пространство торговых берегов Финляндии» увеличилось на одну треть. Улучшилось сообщение по воде между Гельсингфорсом, Выборгом, Петербургом, Таллинном, Стокгольмом, Лондоном. Канал функционировал около ста восьмидесяти дней в году.
В 1897 году по нему прошло 5198 судов, а в 1910-м - 9402. К тому времени доход от Сайменского канала в четыре раза превышал прибыль от всех подобных сооружений Финляндии, вместе взятых.
Сказочная красота берегов канала привлекала многочисленных путешественников. Особой известностью пользовался остров на озере Сайма Пункахарью (свиной хребет - финск.). Он вытянулся длинной узкой полосой и почти достигал своими восточной и западной оконечностями материка, с которым имелось паромное сообщение. С возвышенностей этого острова открывались особенно живописные виды «многоводной, скалистой и лесной страны». Художница А. П. Остроумова-Лебедева, дважды посетив эти места в первом десятилетии нынешнего века, увлекательно рассказала о них в своей книге воспоминаний:
«Путешествие наше было приятно. Пароход небольшой, быстроходный, блестел чистотой. Он быстро плыл по озерам, каналам, заливам, изредка причаливая к пристаням, чтобы забрать пассажиров.
Через несколько часов пути мы доехали до славящейся красотой Пункахарью (свиной хребет). Это узкая, гористая полоса земли. Она иногда шириной только в дорогу. Ее склоны с обеих сторон круто обрываются вниз, к воде. Виды, открывающиеся с ее вышины, такой необыкновенной красоты и пленительности и так своеобразны, что сравнивать их ни с какими в мире нельзя.
Пункахарью прихотливо вьется по глубоким, прозрачным озерам. На них рассыпаны бесчисленные острова и островки. Сосны с рыжими стволами, печальные ели, раскидистые голубоватые можжевельники заполняют пейзаж до безграничных далей. Все это отражается в тихой, зеркальной воде. Построек почти нет, или они прячутся в чаще лесов. Весь пейзаж вызывает в душе чувство какой-то ясной и прозрачной тишины Елисейских полей.
Я была совершенно очарована неожиданными для меня дивными видами. К сожалению, мы в тот же день должны были вернуться. Кажется, никогда с такой жадностью, увлечением и страстью я не работала, как в этот незабываемый день. Мне так хотелось захватить в свои объятия все, что я видела, - воздух, воду, лес...».

Слушать тишину, вдыхать пропитанный еловым и сосновым ароматом воздух, следить за отражением облаков, плывущим по тихой воде, и участвовать в традиционных финских развлечениях – все это подарит вам короткое, но чрезвычайно насыщенное путешествие по Сайменскому каналу.

Путешествие по Сайменской системе

Полу-тысячелетняя история

Возраст Сайменского канала, соединяющего Выборгский залив с озером Сайма , насчитывает чуть более 150 лет. Но попытки его создания начались почти пол-тысячи лет назад. Впервые об этом задумался еще в 1499 году Эрик Туресcон Бьелке, комендант крепостей Выборг и Оланвилинна . Дело было в том, что Сайменская озёрная система была связана с Ладожским озером и Финским заливом только бурными и узкими порожистыми реками. Они отлично подходили для рыбной ловли, но, увы, совсем не годились на транспортировки грузов. Чтобы привезти жителями Суоми соль, спички и продукты из Швеции, нужно было 50 верст тащить корабли волоком по земле. Это не только затрудняло торговое сообщение, но и существенно повышало цены на товары. Эрик Туресcон Бьелке с энтузиазмом принялся за создание канала, начертил план работ, нанял рабочих… К сожалению, результатом усилий стал лишь ров длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. После этого работы пришлось остановить − стало ясно, что рытье канала займет слишком много времени и обойдется слишком дорого. После этого попытки соединить озеро Сайма с Финским заливом или Ладожским озером предпринимались множество раз, но успеха не имели. Все изменилось в начале XIX века. К тому моменту Финляндия стала частью Российской империи, а технологии строительства ушли далеко вперед. В 1826 году финны отправили депутацию крестьян к Николаю I с просьбой наконец соединить водной дорогой озеро Сайма и Финский залив. Император одобрил идею, но, увы, нужной для строительства суммы в казне в тот момент не нашлось. Работы по созданию канала начались лишь в 1845 году и продлились около 11 лет. На этот проект ушла астрономическая по тем временам сумма – 12 миллионов серебряных марок – но благодаря высокой эффективности канала затраты окупились всего за 25 лет. Сейчас общая протяжённость Сайменского канала составляет 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, а России − 34 км. Суоми арендует еще 19,3 км канала. Стоимость аренды составляет 1,22 миллиона евро в год плюс 18 евроцентов за каждую валовую единицу вместимости судов.Сейчас по каналу ежегодно проходят около 11,5 кораблей, которые перевозят 4,6 млн. тонн грузов.

5 часов тишины

Несмотря на громкое название «круиз», путешествие по Сайменскому каналу от Выборга до Лаппеенранты длится всего 5 часов. Но не спешите разочаровываться − за это время можно увидеть очень многое.

Шлюзы – специальные устройства, позволяющие судам преодолеть большой перепад воды − один из самых интересных моментов путешествия по каналу. Всего их придется преодолеть восемь: пять на российской стороне, и три – по другую сторону границы. Обязательно выйдете на палубу, чтобы полюбоваться быстротой и точностью работы шлюзов. На Сайменском канале, в отличие от круизов по судоходным российским рекам, кораблик не останавливается перед воротами шлюза в ожидании, когда они распахнутся. Здесь шлюзы автоматически открываются при приближении судна, подобно дверям в супермаркете. На то, чтобы заполнить шлюз водой и поднять кораблик на 10 метров уходит все насколько минут. Всего за время путешествия по Сайменскому каналу судно поднимаются на целых 80 метров.

По берегу Сайменского канала проходит дорога Выборг - Брусничное - Нуйяма - Лаппеенранта, по которой опытные путешественники наверняка много раз ездили в Финляндию. Плывя на кораблике, довольно любопытно взглянуть на эту дорогу с воды.

Рядом с четвёртым по счету (если ехать из России в Финляндию)шлюзом под названием «Илистое» (финское имя − Lietjärvi) расположено старое русло канала, которое использовалось до реконструкции 1960-х годов. Сейчас оно сохраняется в рабочем состоянии для тех случаев, когда необходим экстренный водосброс воды из канала.

После шлюза под названием Пялли кораблик выходит в открытое озеро Нуйяманйярви. Здесь хорошо смотреть на синюю водную гладь с небольшими гребешками волн и летающих над дней чаек. Также озеро интересно тем,что именно по нему проходит официальная граница России и Финляндии.

Поле последнего шлюза Mälkiä корабль входит в знаменитое озеро Сайма – крупнейшую и красивейшую водную систему Финляндии, великолепными видами которой можно любоваться бесконечно.

Материал по теме

Озерный край

Финляндия известна во всем мире как «страна тысячи озер», хотя на самом деле в этом удивительном крае их насчитывается 187 888 тысяч. Озера сетью раскинуты по территории страны, однако есть в Суоми регион, где их особенно много.

7 важных правил путешествия по Сайменскому каналу

Чтобы поездка по Сайменскому каналу не доставила никаких проблем, а доставила массу удовольствия, не лишним будет запомнить несколько простых правил:

Не стоит ожидать от этой поездки таких же живописных пейзажей, как от круиза, например, по Волге. Канал создавался прежде всего для перевозки грузов, так что здесь не будет разноцветных деревушек с золотыми церковными куполами и живописных лодочек, пришвартованных к крутым берегам. Зато, путешествуя по Сайменскому каналу, можно наслаждаться видами густых еловых лесов по берегам и бескрайним небом, отражающимся в тихой воде.

Не ждите от круиза крутых поворотов и виражей. Кораблик движется со скоростью чуть больше 10 километров (57 км длины Сайменского канала он проходит примерно за 5 часов). Зато такое неторопливое плавание как нельзя лучше подходит по характеру не любящим спешку финнам, так что обычно на корабле их можно увидеть великое множество.

Не забывайте о пограничном контроле, который ждет вас по прибытии в Лаппеенранту . Как ни странно, сотрудники таможни здесь часто более придирчивы, чем на «земных» пропускных пунктах.Сумки и чемоданы проверяют довольно часто, безжалостно изымая запущенные к ввозу Финляндию молочные и мясные продукты,

На пассажирских судах, курсирующих по Сайменскому каналу из России в Финляндию, работают магазины в Duty Free . Цены на алкоголь и косметику здесь в несколько раз выше, чем в приграничных магазинах Duty Free, но ниже, чем в Финляндии.Не забудьте, что алкоголь запрещено провозить, если вы въезжаете в Суоми менее, чем на 72 часа.

Путешествия хороши во все времена года, но по Сайменскому каналу лучше всего прокатится именно летом. Делов том, что любоваться красотой канала лучше с открытой верхней палубы, поскольку внутренние помещения на корабликах достаточно тесные и не обеспечивают хорошего обзора. А в ветренную финскую осень или весну выдержать дольше 15-20 минут на открытой палубе практически невозможно.

На кораблике, курсирующем о Сайменскому каналу, предлагается ужин по системе«шведский стол» стоимостью 19 евро. На первый взгляд это дорого, но учтите, что за пару сэндвичей и мороженое в буфете корабля придется отдать примерно столько же. В то время как в цену шведского стола входят салат-бар, несколько горячих блюд с гарнирами и кофе. Кроме того, в ресторанчике на корабле обычно устраивают караоке. И песни обычно звучат здесь на финском языке, понаблюдать, как поют хором жители Суоми, очень любопытно.

Если вы окажетесь на корабле в сумерки, не забудьте полюбоваться эффектным отражением береговых фонарей в темной воду канала.

Как добраться?

Отправиться в путешествие о Сайменскому каналу можно двумя способами − с турфирмой или самостоятельно.

  • С турфирмой. Обычно турфирма предлагает двухдневную поездку с ночёвкой в Лаппеенранте. Стоимость такого тура составляет 200-250 евро на человека.
  • Самостоятельно. Можно самому купить билеты на кораблик, курсирующий межу Выборгом и Лапеенрантой. Сделать это можно петербургском офисе компании Saimaan Matka verkko Oy или на сайте www.saimaacruises.fi .Стоимость поездки составит около 50 евро на человека в один конец.

Зашли в турбюро, чтобы узнать насчет круизов по Сайменскому каналу, как добраться общественным транспортом до музея канала, а также на всякий случай выяснили где здесь можно подешевле переночевать. Потом я занялась изучением технических материалов, чтобы спланировать поездку оптимальным образом. План был следующим: с утра сесть в маршрутку, выйти не доезжая Лаппеенраты и погулять вдоль старого канала, посетить музей канала, затем вызвать такси, приехать на причал, сесть на «El Faro», пройти за два часа один шлюз, потом на такси вернуться домой. Бюджет поездки предполагался следующий: маршрутка туда 1200 руб., музей 150 руб., такси до причала примерно 1000 руб. (на троих), круиз на «El Faro» 800 руб., поздно вечером такси обратно из Лаппенранты до Петербурга 8000 руб. (снова делим на троих) То есть на человека получалось примерно по 5200 руб. Лена petite_nyctale сразу согласилась с моим планом. Но тут как раз с туретчины вернулась Лена К., которая собиралась поехать вместе с нами. Лена летела через Хельсинки, где на обратном пути подзадержалась на несколько дней. В результате необузданного шопинга она слегка поиздержалась, а пенсию, как известно, у нас один раз в месяц платят, а не каждый день, поэтому Лена заявила, что тратить на однодневную поездку более пяти тысяч это слишком дорого. «А почему бы нам не съездить с ночевкой?»- настойчиво вопрошала она. Тогда, по мнению Лены, это вышло бы как-то дешевле. Ехать с ночевкой я категорически не хотела. Долго мы оптимизировали варианты, обе Лены оказывали на меня такое давление, что я затрудняюсь оценить его в мегапаскалях. Естественно, что у всего есть некий предел прочности, устала я сопротивляться, не выдержала, сломалась и согласилась ехать с ночевкой. Но, в таком случае, я сказала, что не поеду на двухчасовой круиз с одним шлюзом. Хочу пройти весь канал, от Саймы до Финского залива. Поэтому на второй день утром я сяду на теплоход и поминай как звали. Неожиданно обе Лены тоже захотели в большой круиз. Всё решилось в самый последний момент. Завтра, 31 июля, собираемся ехать, а сегодня только договорились. Как-то всё вышло уж очень стремительным домкратом. Уже стояла на платформе, одной ногой в электричке, чтобы ехать в город, и в этот момент звонит petite_nyctale и спрашивает, какой номер бронировать за 4300 руб. или за 5000 руб. Ответила, что мне всё равно в каком номере страдать. Пока ехала в электричке, вдруг подумала, что собираемся в большой круиз 1 августа, а это пятница. А вдруг мест нет? У меня с собой был рекламный буклет, в котором указан номер телефона фирмы. Решила позвонить, узнать что да как. Позвонила, мне отвечают «паявяя», к счастью девушка на том конце всё сразу поняла и переключила на русскоговорящую сотрудницу, с которой я обо все договорилась, забронировала три места, назвала свою фамилию и номер телефона. Пообещала, что завтра часа в три придем выкупать билеты. Вечером того же дня внезапно выяснилось, что в моём замечательном плане образовалась, не по нашей вине, небольшая трещина.

Места в маршрутке мы бронировали заранее, ещё в понедельник 28 июля. Днем, 30 июля, накануне поездки, мы с petite_nyctale получили смс-ки, в которых сообщалось, что вечером нам позвонит водитель. Лена К. смс-ку не получила. Вечером водитель позвонил. Сразу выяснилось, что это химически чистый идиот. Дальнейший анализ подтвердил отсутствие даже следов интеллекта. Одна извилина и та ниже спины. Он перепутал все адреса, явки, пароли. Про Лену К. вообще забыли, пришлось напомнить. Водитель выругался. Потом он сказал, что приедет за мной часиков в восемь утра. Позвонила Лене К., чтобы она к восьми была готова. Утром в половине шестого вдруг звонок, приеду к семи. Звоню Лене – просыпайся. Всего в маршрутке восемь мест. Мы с Леной живем рядом. Потом поехали забирать девушку, адрес которой тоже перепутали, затем на кольцевой дороге к нам сели ещё три девушки, около девяти утра забрали, наконец, petite_nyctale .

Трещина в моем плане образовалась следующим образом. На маршруточном сайте указано, что мы должны были приехать в Лаппеенранту в 9 утра по финскому времени. А музей открывается в 11. Предполагалось, что мы пару часиков успеем до жары погулять вдоль старого канала. А когда водитель сказал, что приедет за мной только в восемь утра, сразу стало понятно, что до жары погулять не получится.

Нашу границу проскочили быстро, зато на финской застряли. Там дежурила смена каких-то практикантов, которым видимо хочется потренироваться в русском языке. И вот начинается какая-то тягомотина – куда едете, когда обратно, зацем едете. А почему это ваш маршрут не совпадает с маршрутом водителя. Еле отвязалась. Слава богу, проехали. Тут выяснилось, что в навигаторе водителя нет нужного нам адреса. Ну, или этот идиот не умеет пользоваться навигатором. Вот как такое может быть в наше время?!
Каким-то чудом мы свернули в нужном месте и вышли рядом с каналом у шлюза «Мустола» на Sulkutie 65 (sulku – шлюз, tie - дорога). Было 11 часов по местному времени.

В словаре Брокгауза и Ефрона о Сайменском канале сообщается:

На самом деле шлюзов на старом канале было 15, но они были двух- и трехкамерными. Камеры шлюзов имели сквозную нумерацию. Поэтому двухкамерные шлюзы имели двойные номера, а трёхкамерные – тройные. Всего на старом Сайменском канале имелось 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных шлюзов. Общее количество шлюзовых камер на всех шлюзах Сайменского канала равнялось 28.

Во время реконструкции канала в 1920-30-х и во время строительства нового канала в 1960-х судоходство по старому каналу не прекращалось. Благодаря этому сохранилось несколько старых шлюзов, которые в настоящее время музеефицированы. Мы прогулялись вдоль русла старого канала мимо старых шлюзов № 2-4 «Мялкия», № 5 «Малая Мустола» и № 6-8 «Мустола».

Наш маршрут вдоль старого канала от шлюза № 6-8 «Мустола» до музея:

Когда мы вышли из маршрутки, в шлюзе «Мустола» находился корабль, поэтому мы скорее побежали по мосту, так как его должны были сейчас поднять:

У старого шлюза № 6-8 «Мустола» имеется водосливный канал, расположенный с северо-восточной стороны от старого шлюза. Канал в плане имеет форму дуги, которая отходит перпендикулярно направлению канала в верхнем бьефе шлюза и присоединяется к каналу у нижнего бьефа. Этот канал позволяет сливать воду из верхнего бьефа шлюза в нижний, минуя сам шлюз. Возможно, что этот канал использовался для регулировки уровня воды в канале.

На канале сооружены две плотины.

Старый шлюз № 6-8 «Мустола» расположен рядом с современным шлюзом «Мустола». Шлюз трёхкамерный. В настоящее время старый шлюз используется в качестве водосливного канала, по которому вода сливается из верхнего бьефа шлюза «Мустола» в нижний, минуя новый шлюз.

Новый шлюз «Мустола»

На старом Сайменском канале у старого шлюза № 6-8 «Мустола» располагался док. Вход в док находился в верхнем бьефе шлюза «Мустола», рядом с верхними воротами шлюза. Канал для входа судов в док отходил перпендикулярно направлению Сайменского канала и перекрывался воротами. Ворота дока были двустворчатые и имели конструкцию, похожую на конструкцию шлюзовых ворот. На каждой из створок ворот имелась задвижка для впуска воды в док, приводимая в действие ручным приводом с зубчатой рейкой. Ворота открывались вручную с помощью приводов с зубчатыми рейками, похожих на приводы шлюзовых ворот. Отличие от приводов шлюзовых ворот заключалось в наличии механизма с коническими шестернями. От дока сохранилась часть канала с воротами. Ворота дока полностью сохранились, включая механизмы открытия ворот и впуска воды в док.

Осмотрев старый и новый шлюзы «Мустола», мы отправились дальше по направлению к старому шлюзу «Малая Мустола». На фотографии видно, что в этом месте русла нового и старого каналов расходятся. Слева новый канал и шлюз «Мялкия», справа старый канал и однокамерный шлюз «Малая Мустола»

Старый шлюз № 5 «Малая Мустола» является одним из наиболее хорошо сохранившихся шлюзов старого Сайменского канала. У шлюза сохранились нижние шлюзовые ворота с механизмами привода ворот и выпуска воды из шлюза. Верхние шлюзовые ворота не сохранились. На их месте была сооружена бетонная стенка, которая сдерживала уровень воды в верхнем бьефе шлюза.

Привод шлюзовых ворот старого шлюза № 5 «Малая Мустола»:

Нижние шлюзовые ворота старого шлюза № 5 «Идем дальше посередине между старым Малая Мустола»:

Вид на новый канал:

Старинные дома:

Шлюз «Мялкия» на новом канале:

Рядом на скале высечена памятная надпись:

Впереди шустрый «El Faro», на котором вечером я отправилась на прогулку по архипелагу:

Старый шлюз № 2-4 «Мялкия» расположен на участке старого русла Сайменского канала рядом с современным шлюзом «Мялкия». Шлюз трёхкамерный. В этом месте старое и новое русло Сайменского канала сходятся. У старого шлюза «Мялкия» сохранились гранитные стенки. Шлюзовые ворота и механизмы не сохранились. В верхнем бьефе шлюз перекрыт плотиной.

В нижнем бьефе старого шлюза «Мялкия» через старое русло канала сооружён пешеходный мост:

Рядом с старым шлюзом «Мялкия» находится парк имени Урхо Кекконена. В честь открытия после реконструкции канала в парке между старым и современным шлюзами «Мялкия» в 1968 году был установлен памятник:

На памятнике карта парка Урхо Кекконена с участками старого и нового русла Сайменского канала:

На другой стороне надпись, в которой сказано, что Сайменский канал был реконструирован в 1963-1968. Мелким шрифтом сказано, что «строительство стало возможным благодаря договору с Советским Союзом об аренде части канала Финляндией. Новый канал имеет восемь шлюзов, из которых Мялкия является самым высоким».

На другой стеле «Старый Сайменский канал был построен в 1845 – 1856 годах. Перепад уровня между озером Сайма и Финским заливом около 76 метров, для преодоления которого на канале было 28 шлюзов. Шлюз Мялкия состоял из трёх шлюзовых камер».

Памятник в честь князя Александра Сергеевича Меншикова, генерал-губернатора Финляндии в 1831 – 1854 годах, когда было начато строительство Сайменского канала.
На камне на финском и русском языках высечены слова: «Генералъ Губернаторъ Князь Меншиковъ приступилъ къ исполненію сего важнаго предпріятія»:

В 2006 году отмечалось 150-летие канала. В честь этого события на месте разветвления старого и нового каналов была установлена арка.

Тут я обратила внимание, что надпись на русском языке выполнена в старой орфографии, да и гранит, из которого сделаны плиты, отличается от гранита, из которого сделана арка. На плитах по-русски написано:
«Императоръ Николай I въ 1845 году началъ», «Императоръ Александръ II въ 1856 году окончилъ.»

Позже всё разъяснилось. Изначально плиты были установлены на старом канале рядом с несуществующим теперь шлюзом №1 «Лауритсала». Там они были до 2006 года, потом их установили на памятник 150-летия канала.
О старом и новом канале много интересного.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Тенденции на современном телевидении Тенденции на современном телевидении Армейская сумка-планшет Что должно быть в сержантской полевой сумке Армейская сумка-планшет Что должно быть в сержантской полевой сумке Подключение флешки к смартфону: Четыре способа (плюс бонус) Двухсторонняя флешка для телефона и компьютера Подключение флешки к смартфону: Четыре способа (плюс бонус) Двухсторонняя флешка для телефона и компьютера