Набор строк не сверстанный в страницы. Основные правила формирования строки, набора и верстки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В эпоху металлического набора вёрстка включала комплектацию текстовых строк, набранных вручную, на линотипе или монотипе , и иллюстрационных клише, обкладку этих элементов пробельными материалами (марзанами и бабашками), линейками и т. п.

По мере развития цифровых технологий вёрстку стали осуществлять на компьютерах с помощью специальных программ, наиболее популярными из которых, начиная с 1990-х , были Ventura Publisher , Adobe PageMaker , Adobe FrameMaker , CorelDraw , Microsoft Publisher и Adobe InDesign. Альтернативу визуальным программам составляют системы компьютерной вёрстки, такие как

Виды верстки

Верстка различается по видам изданий, в которых она используется.

Книжно-журнальная верстка соответствует обычным правилам книжной верстки, хотя имеются специфические приемы для некоторых видов иллюстрированных журналов.

Газетная верстка имеет существенное отличие от книжно-журнальной: для нее характерно иное расположение текста и иллюстраций, а также довольно свободные правила переносов.

Акцидентная верстка предназначена для верстки отдельных небольших полиграфических продуктов: объявлений, бланков, рекламных листовок, афиш. Такая верстка именуется также мелочным набором.

Основные требования к свёрстанным полосам книжно-журнальных изданий

Основные требования к свёрстанным полосам следующие: абсолютно точные (до 0,5 п.) размеры полос как по ширине (формату строки), так и по высоте, без каких-либо перекосов или «распоров»; единообразие вёрстки по всему изданию и приводность вёрстки.

Что понимают под единообразием вёрстки

Единообразие вёрстки - это одинаковый характер вёрстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы, в частности: равенство всех спусков на начальных полосах, примерное равенство отбивок всех заголовков и подзаголовков различных рангов, примечаний в тексте, сносок, подписей под рисунками, одинаковый способ завёрстки однотипных иллюстраций (вразрез или в оборку), одинаковая отбивка колонтитулов и колонцифр , сигнатур и норм и т. п.

Что понимают под приводностью вёрстки и как она достигается

Приводностью вёрстки называют полное совпадение общих размеров чётных и нечётных полос, а также точное совмещение строк основного текста на этих полосах между собой (на просвет). Достигается приводность вёрстки путём приведения всех частей текста, набранного шрифтами кегля, отличного от основного, а также формул, таблиц и иллюстраций к целому числу строк основного кегля с помощью отбивок сверху и снизу.

Общие принципы вёрстки полос книжно-журнальных изданий

«Висячие» строки и правила, действующие в отношении таких строк

Вгонка и выгонка строк

Основная статья: Вгонка и выгонка строк

Вгонкой строки называют уменьшение числа набранных строк за счёт уменьшения междусловных пробелов в предшествующих строках.

Выгонкой строки называют увеличение числа набранных строк за счёт увеличения междусловных пробелов в предшествующих строках, в процессе которого за счёт части текста длинной концевой строки образуют новую концевую строку.

Перенос слова с полосы на полосу

Спуск и основные технические правила вёрстки спусковых полос

Заставка и правила её вёрстки

Заставкой называют изображение, выполненное в виде иллюстрации или акцидентного набора из линеек или орнаментов и размещаемое в начале главы, раздела или части издания на спусковой полосе, как правило, в самом верху её в счёт спуска. При наличии заставок именно с них начинается каждая спусковая полоса.

Заставки, как правило, подготавливают заранее. Чаще всего заставки одновременно служат иллюстрациями к следующим за ними частям или главам издания.

Концевая полоса и основные правила вёрстки концевых полос

Концевой полосой называют последнюю полосу издания или его главы, раздела, отдельного рассказа, после которой следующий текст начинается с начальной полосы. Концевая полоса чаще всего бывает неполной.

Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ¼ её высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Если же текста на полосе меньше, то необходимо либо вогнать его в несколько предшествующих полос, либо, наоборот, выгнать несколько строк из предыдущих полос на концевую.

Не рекомендуется также оставлять на концевой полосе слишком малый пробел снизу; пробельный материал должен занимать не менее трёх-четырёх строк основного кегля. Если места остаётся меньше, то выгонкой строк доводят концевую полосу до полной или же вгонкой строк увеличивают нижний пробел до минимально допустимых размеров.

Конечно, все вгонки и выгонки не должны нарушать другие технические правила набора.

Допускается оставлять одну-две пробельных строки перед полосой, начинающейся заголовком без спуска. Однако таких «особых случаев» быть не должно, ибо в пределах одной-двух, максимум трёх, предшествующих полос всегда возможно выгнать одну-две строки, сделав рассматриваемую полосу полной. Нельзя только выполнять эту задачу путём чрезмерного увеличения междусловных пробелов и, тем более посредством увеличения межабзацного или межстрочного расстояния.

Часто на концевых полосах размещают также более или менее сложные концовки.

Концовки и основные правила их вёрстки

Концовками называют линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. На концевых полосах, занимающих всю полосу, концовку не ставят.

Колонцифры, основные варианты их набора и вёрстки

Основные требования к набору и размещению нижних колонцифр

Нижние колонцифры обычно набирают шрифтом кг. 8 той же гарнитуры, что и основной текст; выключают в наружный край полосы и отбивают от нижней строки текста пробелом, приводящим всю высоту полосы вместе с колонцифрой к величине, кратной цицеро. Например, полоса имеет высоту 49 строк корпуса, то есть 10 кв. 10 п., колонцифру кг. 8 отбивают пробелом 6 п., тогда общая высота полосы составит 10 кв.10 п.+8 п.+6 п.=10½кв.

Как уже отмечалось, нижние колонцифры в заданный формат полосы не входят, то есть кегль колонцифры и отбивку её добавляют к заданному формату полосы.

Технологические инструкции предусматривают снижение кегля колонцифры по сравнению с кеглем основного текста на 2 п., однако это следует делать лишь в тех случаях, когда основной текст набирают шрифтом кг. 10 п. Если основной текст набирают шрифтом кг. 8 п., то колонцифры также набирают шрифтом кг. 8 п. Издательство имеет право выбрать любой кегль и шрифт колонцифры, и в некоторых изданиях кегль колонцифр может быть даже больше, чем кегль основного шрифта.

По указанию издательства нижние колонцифры можно выключать посередине формата. Если по обеим сторонам колонцифры ставят тире, то отбивают последние от колонцифры на полукегльную.

Основные требования к набору и размещению верхних колонцифр

Верхние колонцифры по указанию издательства, как правило, размещают в одной строке с колонтитулом и выключают в наружный край, иногда с колонлинейкой при выключке колонцифры по центру или также в наружный край. В обоих случаях колонцифра (вместе с колонтитулом или колонлинейкой) входит в заданный формат полосы набора, и её отбивают от начала полосы по правилам отбивки колонтитулов.

В отдельных случаях (в словарях, энциклопедиях, справочниках) верхние колонцифры можно набирать и без колонтитулов. При этом они снова должны быть установлены выше заданной высоты полосы с отбивкой от начала текста на 4-12 п. для обеспечения кратности общей высоты полосы (с колонцифрой) цицеро. Часто такие колонцифры набирают шрифтом повышенного кегля с выключкой в наружный край. Их набор не отличается от набора нижних колонцифр.

Иногда в двухколонных изданиях колонцифрами нумеруют не полосы, а колонки, тогда на всех полосах колонцифра левой колонки выключается в левый край, а правой колонки - в правый край. Верхние колонцифры в настоящее время почти не размещают посередине колонки в тире.

На каких полосах издания не ставят колонцифры

Колонцифры всех видов не ставят на титульных полосах издания (титуле , контртитуле, фронтисписе , авантитуле, шмуцтитулах), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научных и технических изданиях, на полосах со схемами, чертежами и т. п., как правило, по указанию издательства колонцифры ставят). Все перечисленные полосы входят в счёт страниц издания. Не ставят колонцифры также на вклейках, которые не входят в общий счёт страниц издания.

Верхние колонцифры (с колонтитулами, колонлинейками или без них) не ставят на всех спусковых (начальных) полосах. Нижние колонцифры не ставят на всех концевых полосах.

Колонтитулы, основные правила их набора и размещения

В каких случаях на полосах издания не ставят колонтитула

Колонлинейки и правила их применения

Колонлинейками называют линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания. В этом смысле колонлинейками следует называть также линейки, входящие в состав колонтитулов.

В качестве колонлинеек применяют различные линейки и украшения, как правило, на полный формат строк набора, но иногда и на меньший формат с выключкой по центру или в наружный край. Часто вместе с колонлинейками применяют и колонцифру - над линейкой или внутри её с выключкой также по центру или в наружный край. Правила завёрстки колонлинеек точно такие же, как колонтитулов.

Титульный лист и правила его вёрстки

Титульным листом или титулом называют первую выходную страницу издания, на которой помещены основные сведения о нём - фамилия автора, название, место и год издания и др.

Как правило, титул размещается на первой полосе издания и занимает всю полосу, однако в журналах весьма часто титул заменяют «шапкой», то есть размещают все титульные данные лишь в верхней части первой полосы. В некоторых изданиях, имеющих контртитул или фронтиспис , титул размещают на третьей полосе издания.

Именно с установки титула (а при наличии также контртитула, фронтисписа и авантитула) начинают вёрстку каждого издания. На всех перечисленных элементах колонцифры, колонтитулы, нормы и сигнатуры не ставят.

Контртитул и особенности его вёрстки

Контртитулом называют чётную полосу, размещенную напротив главного титула издания (нечетная полоса). Иначе говоря, контртитул размещают в одном развороте с главным титулом издания (как правило, в многотомных или переводных изданиях). В многотомных изданиях на контртитуле размещают сведения, относящиеся ко всему изданию, на главном титуле - сведения, относящиеся лишь к данному тому. В переводных изданиях на контртитуле обычно помещают те же сведения, что и на титуле, но на языке оригинала.

Как правило, контртитул размещают на второй полосе издания (титул в этом случае - на третьей).

Фронтиспис и особенности его вёрстки

Авантитул и особенности его вёрстки

Авантитулом называют полосу, являющуюся оборотом контртитула или фронтисписа (как правило, первую полосу издания), если на ней помещают какой-либо текст (например, название книги). Обычно название книги (фамилия автора) для авантитула набирают шрифтом той же гарнитуры, что и титул, но значительно сниженного (по сравнению с титульным листом) кегля не более 12-14 п.

Текст авантитула размещают на оптической середине полосы заданного формата (очень редко - в другом месте полосы, например, в верхней части полосы с выключкой вправо).

Аналогично завёрстывают издательскую марку или рисунок.

Какие элементы издания могут быть завёрстаны на обороте титула

Оборот титула в книжных изданиях может быть пустым. В научных и технических изданиях на обороте титула обязательно размещают номер универсальной десятичной классификации (в левом верхнем углу), номер библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак (в правом нижнем углу). Кроме того, на обороте титула может размещаться аннотация , а иногда и выходные сведения.

Аннотация и основные правила ее вёрстки

Выпускные данные и правила их вёрстки

Выпускные данные - это основные данные об издании, включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий - фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объём в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа.

Выпускные данные набирают чаще всего шрифтом кг. 6 п., либо на полный формат строки набора, либо на значительно сниженный формат с выключкой строк в «красную» и завёрстывают на последней полосе издания. Если они набраны на полный формат, то их размещают под тонкой линейкой внизу полосы, если же на сниженный формат, то - по оптической середине полосы. Иногда выпускные данные размещают на обороте титула внизу полосы под тонкой линейкой.

Шмуцтитул и особенности его вёрстки

Посвящение и правила его вёрстки

Как набирают и где завёрстывают эпиграф

Порядок вёрстки предисловия, введения и вступительной статьи

Порядок завёрстки послесловия и заключительной статьи

Послесловие и заключительную статью, как правило, набирают шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но кеглем, сниженным на 2 п. Завёрстывают их сразу же после авторского текста с нечетной полосы.

При наличии и послесловия и заключительной статьи раньше завёрстывают послесловие. После этих элементов следуют примечания, указатели и оглавление или содержание (завёрстываемое в конце издания).

Затекстовые примечания и комментарии, порядок их вёрстки

Приложения и порядок их завёрстки

Указатели

Библиографические списки, основные особенности их набора и вёрстки

Библиографическими списками или указателями литературы называют перечни использованной в издании или рекомендуемой для углубленного изучения литературы с краткими сведениями (библиографическими записями простой структуры) о каждом упоминаемом издании. Различают прикнижные, внутрикнижные, внутрижурнальные и пристатейные указатели литературы.

В каждой библиографической записи, как правило, даются сведения об авторах, названии издания, номере тома, месте и годе издания, а для журнальных статей - об авторах, названии статьи, названии журнала, годе его издания и номере. Набор указателей литературы характеризуется применением различных видов выделений, частым использованием иностранных шрифтов, особой системой сокращений и расстановки знаков препинания.

Прикнижные списки литературы завёрстывают после приложений на отдельной полосе со спуска. Внутрикнижные и пристатейные указатели литературы (к отдельным частям, главам или статьям) размещают в подвёрстку к тексту этих разделов как дополнительный текст

Оглавление и содержание, особенности их завёрстки

Дополнительные тексты и основные правила их вёрстки

Основным текстом называют текст, которому принадлежит главная роль в раскрытии содержания издания - книги , журнальной статьи, газеты . Все добавочные объяснения, уточнения, примеры, описания опытов, вспомогательные и второстепенные материалы, в которых излагаются необязательные подробности или справочные сведения, а также примечания внутритекстовые и затекстовые , сноски , списки литературы, вступительные и заключительные статьи,

Многостраничная верстка: правила и основные принципы

Говоря о многостраничной верстке, мы подразумеваем создание макетов книг, брошюр, журналов и газет. Сложность этого процесса состоит в том, что многостраничные издания предназначены для длительного беглого чтения. Это значит, что брошюру/книгу/журнал/газету и проч. не достаточно просто красочно оформить и наполнить массой ярких иллюстраций. В процессе многостраничной верстки необходимо обеспечить удобочитаемость этих печатных продуктов. В этом состоит одна из важнейших задач, стоящих перед дизайнерами и верстальщиками.

В этой статье мы поговорим об основных принципах и правилах, которых следует придерживаться, верстая печатную продукцию объемом от восьми страниц.

Основные принципы многостраничной верстки

Единообразие. Заголовки одинаковой значимости оформляются в одном стиле, иллюстрации заверстываются либо открытым, либо закрытым способом, кегль шрифта основного текста неизменен и т. д.).

Гармоничность. Ощущение дисгармонии создадут миниатюрные иллюстрации, размещенные по соседству с полосными, тексты, набранные сильно отличающимися по размеру и по рисунку шрифтами.

Удобочитаемость. Следование этому принципу проявляется в четком следовании стандартов, предоставляющих рекомендации относительно формата издания, формата полосы набора, кегля шрифта, интерлиньяжа, размеров полей.

Правила верстки многостраничных изданий

Формат полосы набора и размеры полей

  • Формат набора представляет собой произведение длины строки основного текста на суммарную высоту всех строк. От длины строки зависит то, насколько удобно будет читать текст.
  • Формат можно определить расчетным методом, при помощи специальной графической схемы или пользуясь отраслевыми стандартами, предлагающими оптимальные размеры полосы для каждого формата (ОСТ 2962-86. «Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления»).
  • Формат полосы набора должен быть одинаковым во всем издании. Исключение - спусковые и концевые полосы. При этом страницы должны быть приводными: строчки на четных и нечетных полосах совпадают. Обеспечивая приводность, необходимо при заверстке иллюстраций в разрез текста и заголовков размещать их в целое число строчек при помощи отбивок до и после этих элементов.
  • Поля не должны быть слишком маленькими. Они необходимы для того, чтобы книгу было удобно держать в руках, не закрывая текст руками и не истирая его. Также на светлых полях отдыхают глаза.

Основной текст

  • Ко всему тексту задается абзацный отступ. Он зависит от кегля и длины строки. Минимальный размер - кегельная (2 знака), в длинных строчках - 2 кегельных (4 знака). В дополнительных текстах (предисловиях, примечаниях и т. д.) абзац такой же, вне зависимости от кегля.
  • В многостраничной верстке применяется выключка строго по формату (по ширине), обязательна расстановка переносов (автоматическая).
  • Размер межсловных пробелов - не более 3/4 кегля и не менее 1/3 кегля.
  • Последняя строка абзаца должна быть короче полной на размер абзацного отступа. Минимальный размер - 2 абзаца, но не менее 1/4 длины строчки. Этого можно достичь при помощи трекинга (равномерного изменения пробелов между буквами), но он допустим в пределах 30%.
  • Интерлиньяж - междустрочный пробел - высчитывается увеличением кегля осн. текста на 0,5–2 пт. Таким образом, при кегле 10 интерлиньяж - от 10,5 до 12 пт.

Нежелательны:
Предлоги и союзы в конце строки.
Переносы с нечетной на четную полосу.
Более четырех переносов и знаков препинания подряд.
Кавычки «лапки» (”). Их можно использовать только внутри елочек.

Недопустимы:
Висячие строки - первая строка абзаца в конце полосы или последняя строка абзаца в начале полосы (устраняется при помощи трекинга.)
Короткая концевая строка абзаца внизу страницы.
Более 4 переносов подряд.
Разрывы переносами аббревиатур, инициалов, дат, цифр и относящихся к ним слов.
Тире в начале строки (кроме диалогов).

Начальные и концевые полосы

Начальная - первая полоса издания или раздела. Она может быть оформлена со спуском (отступом от верхней или боковой границы полосы) и без него. Спуск должен быть не более 1/3 высоты полосы набора. Только в случае использования заставки или эпиграфа спуск может быть более глубоким.


Боковой спуск может занимать 1/4–1/3 от ширины набора. Он должен быть больше абзацного отступа.

  • На спуске не должно быть колонтитула и верхней колонцифры. На спусковых и концевых полосах нежелательно размещать иллюстрации и таблицы, если все же пришлось это сделать, то после них необходимо поместить хотя бы абзац текста.
  • Все начальные полосы при верстке многостраничного издания должны быть единообразными и иметь одинаковый размер спуска.

Концевая полоса - последняя в разделе или во всем издании. Ее минимальный размер: 1/4 от высоты полосы, максимальный - короче полной на 3–4 строчки.

  • Концевая должна перекрывать спуск хотя бы на одну строчку. Если на начальной есть заставка, то на концевой желателен какой-нибудь элемент в том же стиле, но меньших размеров. Зато не ставится нижняя колонцифра и колонтитул.
  • Сноски на концевой заверстываются вплотную, а не внизу страницы.

Заголовки

  • Заголовки одного уровня при многостраничной верстке оформляют одинаково. Чем старше уровень, тем больше кегль и отбивка.
  • Заголовки разбивают на строчки по смыслу, при этом недопустимо оставить в конце первой строчки заголовка предлоги, союзы и наречия, а также разбивать слова переносом.
  • Точка в конце заголовка не ставится, за исключением его размещения в подбор.
  • После заголовка на странице должно быть не менее 3 строк текста, до - либо совсем ничего, либо не менее 4 строчек.
  • Заголовок обязательно уже ширины основного набора, минимум на 2 абзацных отступа.

Мы перечислили все, что касается основных элементов разворота многостраничных изданий. В следующих постах нашего блога этот неполный список рекомендаций мы обязательно дополним правилами многоколонной верстки многостраничных изданий, а также текстов с иллюстрациями, стихотворных и драматических произведений.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ НАБОР. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАБОРА.

Подготовка гранки (текстового файла) производится в текстовом редакторе Word. Это позволяет сделать правку текста, так как в текстовом редакторе допускается возвращение назад и исправление ошибок, сделанных на предыдущих шагах. В верстальных программах это, как правило, невозможно - иногда допустимо исправить предыдущий шаг, а иногда и это невозможно.

Прежде, чем начинать набор текста, следует определить необходимые параметры форматирования , которыми являются формат издания, формат набора (ширина наборной полосы) и атрибуты стиля текста.

Выбор формата издания и варианта оформления по ОСТУ определяет значение ширины наборной полосы в системе Дидо. Потому для соблюдения соответствия при задании формата набора необходимо перейти в метрическую систему измерений, учитывая, что 1 квадрат в системе Дидо равен 1,805 см, а затем представить формат набора в пайках (1 пайка = 12 пт).

При компьютерном наборе значение пункта соответствует англоамериканской полиграфической системе измерений, то есть 1пт = 0,353 мм.

Набором называется процесс формирования текстовых строк с соблюдением грамматических и технических правил и выключка их в установленном формате.

Основные технические правила набора :

· Нормальный пробел между словами в строке равен полукегельной (100%);при формате набора от 4 кв.и более допускается уменьшение пробела до 1/4 кегельной (75%) и увеличение до 3/4 кегельной (150%). При формате набора меньше 4 кв допускается увеличение пробела до 1 кегельной (200%).

· Пробелы внутри одной строки и в смежных строках не должны заметно различаться между собой.

· Не допускается совпадения пробелов в трех и более рядом стоящих строках с образованием «коридоров» как прямых, так и косых.

· Абзацные отступы внутри одного издания должны быть одинаковыми. При формате набора до 5 кв. абзацный отступ равен 1 кегельной, при формате от 5 кв. до 6,5 кв. абзацный отступ равен 1,5 кегельной, при формате от 6,5 кв. и более абзацный отступ равен 2 кегельным.



· Концевые строки абзаца должны перекрывать абзацный отступ не менее, чем в 1,5 раза. При наборе без абзацных отступов концевые строки должны быть короче полных строк не менее, чем на 1/2 кв.

· Знаки препинания не отбиваются от предыдущего слова.

· Тире между словами отбивают с двух сторон на 2 пункта, но от запятой и кавычек не отбивают. Тире между цифрами и от цифр не отбивают.

· Количество строк в полных полосах должно быть одинаковым во всем издании.

По сложности набор делится на четыре группы :

I - набор простого текста с небольшим (до 10%) количеством выделений;

II - набор усложненного текста, содержащего до 25% выделений;

III - набор смешанного текста шрифтами нескольких алфавитов или с примесью од нострочных математических формул (до 505 выделений);

IV - набор особо сложного смешанного текста, например, словарей, многострочных формул, акциденции. Для шрифтовых выделений используется шрифт другого начертания, но, как правило, той же гарнитуры и кегля, прописные или капительные буквы.

Для любого издания первоначально определяется стиль, которым оформляется текст основного набора. Для оформления различных текстовых выделений (например, заголовков, подписей под рисунками и т.д.) определяются соответствующие стили, которые также включаются в библиотеку стилей.

Атрибуты стиля определяют параметры оформления текста, а именно:

Гарнитуру шрифта;

Начертание;

Интерлиньяж;

Величину абзацного отступа;

Тип выключки;

Межсловный пробел;

Расстановку переносов;

Установку позиции табуляции при оформлении таблиц;

Установку отступов при наборе стихотворных текстов и так далее.

Стиль - это совокупность всех параметров оформления текста, который именуется и включается в библиотеку стилей. При компьютерной верстке каждому образцу текста присваивается свой стиль. Все фрагменты с одинаковым стилем будут оформлены единообразно. Имена всех стилей, присутствующих в публикации, отражаются в палитре стилей. Любое издание имеет так называемый основной стиль - это стиль, которым набирается основная часть текста. На фоне основного текста оформляются текстовые выделения.

Гарнитуры компьютерных шрифтов имеют ряд особенностей, в частности, шрифты различных гарнитур в одном и том же кегле могут значительно отличаться размером очка. Поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться с образцами имеющихся в библиотеке гарнитур компьютерных шрифтов для различных величин кегля и интерлиньяжа при выборе этих параметров для основного текста.

Абзацный отступ - э го отступ первой строки абзаца. Размер абзацного отступа определяется форматом набора и кеглем шрифта основного текста. Величина абзацного отступа может задаваться как в метрической системе (см), так и в пунктах англо-американской системы (пт).

Выключка - это расположение текста относительно вертикальных границ наборной полосы. Возможны различные варианты выключки: по левому краю, по правому краю, по центру, по формату.

Для основного текста книжных изданий обычно используют выключку по формату (по ширине), то есть доведение строк до установленного формата набора изменением межсловных пробелов. В этом случае левый и правый края текста будут располагаться вдоль вертикальных границ полосы набора.

Расстановка переносов может производиться либо автоматически (с помощью имеющегося в программе словаря; с использованием алгоритма переноса), либо принудительно (вручную): Необходимо задать величину зоны переноса.

Зона переноса 12 мм – научно обоснована. Точнее это зона выключки. Автором является Ревякова О.Н.Это тот интервал, при попадании в который происходит выключка строки с соблюдением правил набора. Для создания профессионально сверстанной полосы переносы использовать необходимо. Можно использовать автоматический перенос со словарем, ручной перенос плюс словарь, ручной плюс алгоритм. Различаются три уровня переносов: наилучший, достаточный и нежелательный, используемый при применении алгоритма.

Межсловный пробел - это расстояние между соседними словами. Задание межсловных интервалов: стандартный (100%), минимальный (75%), максимальный (150%).

Автоматический кернинг используется по умолчанию при наборе кеглем от 12 pt; он является атрибутом абзаца и может быть включен в определение стиля.

ВЕРСТКА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ.

Верстка - одна из основных операций в процессе изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки основной, дополнительный и вспомогательный текст устанавливается (заверстывается) на определенном месте полосы и объединяется с иллюстрациями.

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки:

Ø верстка простого (сплошного) текста;

Ø верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;

Ø верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью,

Ø многоколонная верстка; сложная верстка (дополнительно к третьей группе - композиционные выделения).

Полосы издания после этого приобретают завершенный вид.

Верстка - формирование наборных полос из основного, дополнительного и вспомогательного текстов, которые должны быть окончательно оформлены, объединены с иллюстрациями и расположены в определенных местах полосы с учетом основных правил верстки.

Основные правила книжной верстки следующие:

1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблиц, заголовков, сносок, формул т.д.) рассчитывается какое количество полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос.

2. Верстка должна быть приводной, т.е. строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать «на просвет» со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному интерлиньяжу набора

3. При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т.е. не должно быть «висячих» строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.

4. Верстка должна быть единообразной, т.е. однотипные элементы полосы (заголовки разных уровней, сноски, таблицы, формулы, иллюстрации и подписи под ними, колонтитула, колонцифры и т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь одинаковую отбивку по всему изданию. Допустимые отклонения с учетом приводности верстки не должны превышать 2 pt.

Одной из особенностей компьютерной верстки книжных изданий является то, что формат наборной полосы по отраслевому стандарту задан в квадратах /система Дидо/, а для набора и верстки используются шрифты компьютерных гарнитур, кегль которых измеряется в англоамериканской системе. Набор и верстка в связи с этим роизводится с увеличением интерлиньяжа (по умолчанию - 120%), что необходимо учитывать при расчете количества строк в полосе, корректируя при этом высоту наборной полосы, чтобы выполнить основное правило верстки - одинаковое количество строк в базовой полосе, что обеспечивает и остальные основные требования, такие как приводность и единообразие верстки. Наборная полоса, содержащая только основной текст, называется полной текстовой (базовой). Расчет количества строк в базовой полосе производится в англо-американской системе с использованием формулы:

L=51 В /к(и),

где L - число строк в полосе /целое/; В - высота полосы, кв; к (и)-кегль или интерлиньяж, (point - пт) или используются данные расчетно-графического макета.

Размер нижнего поля увеличивается, или уменьшается на размер части строки, полученной при расчете. Откорректированный размер наборной полосы по высоте остается одинаковым для всего конкретного издания.

На основе шаблонной текстовой полосы можно создать другие шаблонные полосы (спусковые, с заверсткой иллюстраций и дополнительного текста).

При методе интерлиньяжа по базовой линии она совмещается с нижним краем полосы.

Особенностью компьютерной верстки является также возможность изменения стиля оформления, выбранного при наборе, так как резкого разграничения между процессами набора и верстки, при компьютерной обработке текста нет. Но при наличии расчетного макета, выполненного в донаборной стадии, нет необходимости менять стиль оформления в процессе верстки.

Любая переверстка приводит к нарушению основных правил верстки, изменяет объем издания, нарушая принцип удобопечатаемости.

Стиль - это совокупность всех параметров оформления текста. При компьютерной верстке каждому образцу текста присваивается свой стиль. Все фрагменты с одинаковым стилем будут оформлены единообразно. Имена всех стилей, присутствующих в публикации, отражаются в палитре стилей. Любое издание имеет так называемый основной стиль - это стиль, которым набирается основная часть текста. На фоне основного текста оформляются текстовые выделения. Автоматический кернинг используется по умолчанию при наборе кеглем от 12 pt; он является атрибутом абзаца и может быть включен в определение стиля.

Особенностью верстки с помощью издательской программы (пакета) является то, что программа служит своеобразным приемником текстовых и графических файлов, подготовленных заранее в других программах или приложениях, и располагает программными средствами и интерфейсом для их размещения в гpaницах полос и колонок.

Для верстки могут использоваться программы: PageMaker и QuarkXPress, InDesign. Перед перемещением текста в верстальные программы желательно как можно более тщательно подготовить его в текстовом редакторе, который позволяет гораздо быстрее выполнить такие функции, как набор текста, проверка орфографии, перемещение блоков текста, редактирование, упорядочение его, выполняемые на экране в реальном масштабе редактором Word, в котором проще, удобнее и быстрее перемещаться по длинным документам.

В верстальных программах возможно редактирование для внесения заключительных правок в публикации (выделять символы и слова, удалять их, перемещать путем перетаскивания, выполнять процедуры вырезания и вставки, проверять орфографию), но перетаскивание возможно в связанных блоках.

Однако верстальные программы лучше подходят для упорядочения и окончательного форматирования текста, который уже набран, отредактирован и готов к публикации, т.к. им в большей степени присуще свойство Wisiwig (что видите то и получаете).

При верстке текста следует помнить, что существуют определенные требования к качеству работы дизайнера, макетировщика или верстальщика. Без выполнения этих требований не может быть и речи, чтобы работа считалась сделанной качественно, а работник претендовал на звание профессионала.

Единообразие – один из главных критериев качественной верстки. Это означает, что дизайнер должен составить определенные нормы верстки для данного издания и следовать им на протяжении всей работы.

Критерии единообразия верстки таковы:

Высота полос текста должна быть одинаковой (рис. 2.23), колонки газеты или страницы книги должны быть одинаковой высоты плюс-минус одна строка (для ликвидации висячих строк, о чем мы поговорим чуть позже); это правило не касается последней страницы главы или раздела книги, если следующая глава начинается с новой страницы;

Рис. 2.23. Типичная ошибка в единообразии верстки: различная высота полос текста


Основной текст должен быть набран одинаковым шрифтом, недопустимо изменять кегль на разных страницах книги или в разных колонках газеты; в газетной верстке, по правилам, все статьи должны быть набраны шрифтом одной гарнитуры и одного кегля, что зачастую не выполняется начинающими дизайнерами и верстальщиками; это, разумеется, не касается случаев, когда изменением гарнитуры или кегля создаются выделения;

Отбивки и отступы различных элементов (таблиц, иллюстраций, подписей к ним) должны быть одинаковыми на протяжении всего текста;

Оформление таблиц, иллюстраций, цитат (при оформлении целыми абзацами), заголовков и всех прочих элементов оформления должно быть одинаковым на протяжении всего издания.

Приводная верстка также является показателем качества выполненной работы. Приводной называется такая верстка, при которой совпадают строки на обеих сторонах бумаги так, что при печати на тонкой бумаге между строками не виден текст оборотной страницы; также строки должны совпадать по высоте в соседних колонках или на соседних страницах. Пример ошибки в приводной верстке приведен на рис. 2.24.


Рис. 2.24. Типичная ошибка в приводной верстке: разный интерлиньяж на соседних страницах


Добиться приводной верстки можно, если размер иллюстраций, таблиц, заголовков и отступов кратен размеру строк; в случае необходимости отступы увеличиваются, чтобы выровнять последующий текст.

Примечание

Приводной верстки практически невозможно добиться при использовании отступов между абзацами, поскольку они должны быть небольшого размера, чтобы не создавать впечатления разорванности текста, и не могут быть величиной в строку текста.

В русской типографике отступы между абзацами используются редко, а приводная верстка имеет большое значение. В англо-американской же типографике отступы между абзацами применяются чаще, а приводная верстка – несущественный критерий правильности.

Само собой, приводность особо важна при верстке газет или изданий на тонкой бумаге. На плотной бумаге просвечивание строк с оборотной стороны листа практически исключено, и дизайнер может отказаться от приводной верстки, обращая, однако, внимание на согласование строк в соседних колонках или на соседних страницах.

Кроме требований к верстке, типографика содержит также описание типичных ошибок в оформлении текста. Не все из них являются грубыми, и в зависимости от характера издания (научное, академическое, популярное, периодическое) некоторые могут иметь меньшую важность или вообще игнорироваться.

Ниже мы приводим список наиболее часто встречающихся ошибок в оформлении текста.

Висячими строками называют первую или последнюю строку абзаца в том случае, когда остальной текст абзаца оказался на другой странице. По правилам типографики, нельзя переносить последнюю строку абзаца на новую страницу и нельзя оставлять на предыдущей странице первую строку абзаца «в одиночестве» (рис. 2.25).


Рис. 2.25. Типичная ошибка верстки: висячая строка (слева)


В русской типографике достаточным количеством строк, которые можно оставить на странице или перенести на следующую, считается две. В зарубежной типографике существуют более сложные и жесткие правила, которые мы не будем рассматривать, но учтем и не будем удивляться тому, что многие программы верстки, как и программа Adobe InDesign, позволяют указать количество строк, которые можно отрывать от абзаца, и автоматически контролируют подобные ошибки.

Примечание

Зарубежная типографика также различает первую и последнюю строки абзаца. При отрыве от абзаца первой строки она называется widow (вдова), а последняя строка – orphan (сирота). Adobe InDesign и другие программы верстки позволяют отдельно настраивать контроль первых и последних висячих строк. Такое различие не используется в русской типографике, и при работе мы будем указывать одинаковые параметры контроля для обоих видов висячих строк.

Присутствие висячих строк в тексте в любом случае является ошибкой, однако при верстке газет с этой ошибкой часто смиряются из-за нехватки времени. Во всех остальных случаях дизайнер обязан устранить висячие строки. Достигнуть этого можно несколькими способами:

За счет изменения ширины межбуквенных и межсловных пробелов, что позволяет увеличить или уменьшить объем абзаца, добавив или «сэкономив» строку;

Изменив интерлиньяж, что позволяет вытеснить или втянуть строку в полосу, колонку или страницу; этот способ считается нежелательным, поскольку разное межстрочное расстояние на соседних страницах, в свою очередь, является ошибкой;

За счет переноса абзаца целиком на новую страницу (в случае «повисания» первой строки); следствие такого исправления – разное количество строк на соседних страницах, что может быть скорректировано отдельно;

Сократив или увеличив объем текста на странице (изменение каких-либо оборотов в тексте, введение сокращений и т. д.); этот способ не в компетенции дизайнера, такими изменениями ведает редактор, и производятся они только по согласованию с автором.

Грубыми ошибками также считаются отрыв заголовка от текста раздела или разрыв заголовка на две страницы (рис. 2.26). На рис. 2.27 приведен правильный вариант верстки, с переносом заголовка и следующих строк на другую страницу.


Рис. 2.26. Типичная ошибка верстки: отрыв заголовка от текста главы



Рис. 2.27. Правильно выполненный разрыв текста после заголовка


Отрыв заголовка от текста часто происходит при использовании заголовков в разрыв текста, и подобная ошибка настолько распространенная и в то же время грубая, что программы верстки могут ее контролировать автоматически, как и висячие строки. Большинство программ верстки (в том числе и Adobe InDesign) позволяют запретить разрывать строки какого-либо абзаца или отделять абзац от следующих за ним строк.

Считается, что перед заголовком в разрыв текста на странице должно быть не менее трех строк (иногда это число еще увеличивают). Точно так же, если заголовок находится в конце страницы, после него должно быть не менее трех строк (см. рис. 2.27). Если эти условия нельзя выполнить, то заголовок должен начинаться на новой странице и иметь небольшой отступ от верхнего края поля набора.

Красоту и профессиональность верстки можно оценить также по следующим признакам:

Отсутствие коридоров – совпадающих по горизонтали пробелов в соседних строках, которые отвлекают читателя при чтении и ухудшают читабельность текста (рис. 2.28);


Рис. 2.28. Коридор из пробелов


Правильное разнесение слов заголовка на разные строки (предлоги не должны отрываться от слов, тесно увязанные словосочетания должны быть в одной строке; в идеале каждая строка должна содержать осмысленный фрагмент текста); считается крайне нежелательным использовать в заголовке переносы (рис. 2.29);


Рис. 2.29. Неправильное (слева) и правильное (справа) разнесение заголовка на разные строки


Правильность переносов слов (хотя большинство программ верстки позволяют устанавливать автоматические переносы, они могут неправильно переносить незнакомые слова) (рис. 2.30);


Рис. 2.30. Отрыв инициалов и сокращений

В полиграфии и издательском деле верстка – это процедура формирования страниц (полос) издания с помощью компоновки текстовой и графической информации на этих страницах.
В эпоху докомпьютерного набора верстка журналов, книг и т.д. делалась вручную: на линотипе или монотипе набирался текст, к которому добавлялись иллюстрационные клише и далее, эти элементы оформлялись пробелами и линейками при помощи вспомогательных инструментов.
Бурное развитие цифровых технологий в настоящее время привело к тому, что верстальщики для работы стали использовать компьютеры и работать в специальных верстальных программах.
И так, верстка макета - это такой вид работ, в процессе выполнения которых на полосах нужного формата размещается материал книги (буклета, каталога, брошюры).

Вёрстка буклета

Буклет можно назвать разновидностью листовки, так как он представляет собой лист бумаги, сложенный определенным образом и имеющий от 4 и более страниц. Компоновка текстового и иллюстративного материала для буклета требует соблюдения тех же правил, что и при верстке остальных видов полиграфии с той лишь особенностью, что располагаются страницы совершенно иным образом, зависящим от способа фальцовки. Способов же компоновки буклетов несколько, но основных три: гармошкой, перекрестными и оконными фальцами. В зависимости от порядка расположения страниц и ведётся верстка буклета специализированными средствами графических пакетов.

Верстка буклетов – это довольно непростой процесс. Его сложность заключается в том, что в небольшом издании необходимо разместить максимально большой объем информации, в результате чего, буклет должен выглядеть компактным и гармоничным. Поэтому здесь очень важна высокопрофессиональная и качественная полиграфическая верстка.

Вёрстка брошюры

Брошюра относится к многостраничной полиграфии. Все существующие каталоги, журналы и даже некоторые книги (объемом до 48 страниц) считаются брошюрами, так как создаются они по одним и тем же принципам верстки. У каждой типографии существуют свои технические требования. Согласно им и ведется верстка макета брошюр , буклетов и другой полиграфии. Эти же требования, в большей степени применимы и к вёрстке журнала, который является по сути, той же брошюрой, только большего объема, и издаваемой периодически.

Верстка многостраничных (многополосных) изданий, таких буклет, брошюра, журнал имеет целый ряд принципиальных особенностей и отличий от верстки тех же визиток листовок или, например, многостраничных каталогов продукции.

Для того, чтобы комфортно воспринимать текстовой материал в издании и обеспечить безупречное качество издаваемого продукта, верстка макетов требует соблюдения многих правил и ограничений.

Существуют особые правила и законны вёрстки, которые знает каждый специалист. Иногда нелишне знать о них и заказчику, чтобы не предъявлять неграмотные и непрофессиональные пожелания и требования. Они затем неизбежно отрицательно скажутся на финальной стадии выпуска продукции.

Правила вёрстки многополосных печатных изданий максимально просты:

    Титульный лист

    В сверстанном издании титульный лист, шмуцтитулы, начало первого из предисловий и основного текста необходимо заверстывать на нечетных полосах.

    Висячие строки

    Не следует оставлять неполные строки, соответственно, последние и первые в абзаце, ни в конце, ни в начале сверстанной полосы. Потому что, при такой верстке полоса выглядит неаккуратно и становится неудобной для чтения. Следовательно, такие строки необходимо убирать при помощи приемов вгонки и выгонки строк (можно уменьшить или уменьшить число набранных строк за счет уменьшения или увеличения межбуквенных пробелов).

    Расстановка переносов

    Хотя в некоторых случаях дизайнеры стараются их избежать, специально не размещая текст во всю шину полосы, а смещая к тому или другому краю печатного поля. При классической вёрстке переносы не делают в словах, которые переходят с нечетной полосы на четную. Это делает издание неудобным для чтения: приходится переворачивать страницу, только для того, чтобы прочитать окончание слова. Перенос же слов на одном развороте в верстке допускается.

  1. Для серьезного издания (даже для некоторых видов буклетов) потребуются серьёзные профессиональные компьютерные программы , специально предназначенные для многостраничной вёрстки.
  2. Необходимо построение модульной сетки . Она может меняться от выпуска к выпуска (у буклетов и брошюр) или быть постоянной на протяжении долгого периода в зависимости от идеи и концепции издания (журнала).
  3. Касательно брошюр и журналов, особого внимания требует корешок . Как и чем будет переплетено будущее издание лучше знать в процессе вёрстки.

    Это поможет спланировать грамотный разворот брошюры или журнала, модульная сетка на отпечатанной многостраничном продукте съедет. 5 мм потеряют на КБС, десять - на полиграфических болтах. Эксклюзив вообще непредсказуем.

    Иногда в процесс вёрстки и вообще в переплетное дело вмешивается заказчик. Сам того не желая. Берёт бумагу потолще, для солидности, добавляет парочку разворотов и… получает целый пакет неприятностей. Не получается соединение скрепкой, выпирают внутренние страницы блока и уходят под нож, проблемы с изменением способа печати, ввиду неожиданного уменьшения тиража и другие технологические нюансы… проблемы…

  4. Работа с иллюстрациями

    Нередко заказчик не предоставляет иллюстрации, или предлагает их в непригодном качестве, настаивая на их использовании. Следует идти на компромисс, добиваясь, чтобы иллюстрации ля серьёзного издания были надлежащего качества, размера и всех необходимых технических параметров. В случаях с фотографиями - лучше переснять материал, воспользовавшись услугами собственного профессионального фотографа.

    Материальная сторона

    Затраты со стороны заказчика на вёрстку напрямую влияет на её качество. Материала обычно много, бюджет ограничен, количество полос строго рассчитано. Если что-то не умещается, лезет, заказчик, снова вмешивается в творческих и технических процесс, ломает отстроенную модульную сетку, стараясь заполнить важной информацией каждую свободную клеточку.

    Выход - бизнес-портреты, выездные фотосессии на производстве и т.д. И не внимать заверениям заказчика, что «нужное достанут в интернете или отснимут своими силами. Обрабатывать низкокачественных изображений займет много времени, сил и нервов при вёрстке, которые не будут оценены заказчиком.

    Результат - плохие, вытянутые «из ничего» иллюстрации испортят самую прекрасную типографику.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Чем открыть файл fb2 на Андроид? Чем открыть файл fb2 на Андроид? Как найти песню не зная названия и исполнителя Как найти песню не зная названия и исполнителя Что делать, если шумит и трещит жёсткий диск Что делать, если шумит и трещит жёсткий диск