Программирование с нуля: с чего начать? Как начать изучать программирование с нуля на языке Java? Как научиться программировать на Java — полное руководство Курсы java программирования на русском языке.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наверняка многие из вас, кто задумывается о выборе языка программирования для изучения, много раз слышали тезис, что Java программисты получают более высокую зарплату, чем другие программисты, потому что конкуренции практически нет.

Так это или нет, я постараюсь подтвердить или опровергнуть в этой статье. Начну с того, что меня всегда смущают простые ответы на сложные вопросы. Для принятия столь важного решения, а стоит ли изучать язык программирования Java , зададим себе несколько логичных вопросов, ответим на них и на основании этого анализа сделаем выводы.

Какова цель изучать язык программирования Java?

Зачем нужна цель? Цель – это главный мотиватор, вы должны видеть, к чему нужно стремиться. А если цель определена неверно, то и двигаетесь вы в неправильном направлении и не достигнете того результата, на который рассчитывали.

Конечная цель изучать язык Java – это получить работу.

Вы изучаете программирование для того, чтобы потом обменивать свои знания на деньги, другой цели быть не может. Если вы решили начать обучение ради написания одного единственного приложения, то забудьте об этом, потому что только пройдя все уровни обычного разработчика, вы можете воплощать свои идеи, которые будут потом продаваться и быть востребованными другими людьми.

Цель есть, теперь переходим к средствам её осуществления. Крайне не желательно кидаться от одного источника обучения к другому, будь то Youtube каналы или авторские блоги, практикующие Java обучение .

В лучшем случае, вы прослушаете материал, специально написанный, как промо в виде коротких уроков к платному курсу этого автора, но чтобы слушать дальше, надо все равно купить доступ. Вы ищете следующие бесплатные уроки, а там уже другой автор опять начинает обучение "с азов" Java программирования .

А в худшем случае, вы найдете уроки написанные "незнайками" или монотонно зачитанные тексты, зарабатывающими на рекламе "горе видео-блогерами". Вы ходите по кругу, теряете время, а после потерянного времени, пропадает и интерес. Уверяю вас, что именно по этой причине из всех начинающих обучаться программированию по материалам, найденными в интернете, до финиша доходит лишь 5%.

Почему не доходят до финиша 95% начинающих?

Используют не структурированный материал

Обучающие статьи, уроки или видео, кусочками надёрганные от разных авторов, не имеют и не могут иметь логически связанной структуры – это просто "намешанная каша", вот в таком виде она и останется у вас в голове. Записать обучающий курс по Java на несколько десятков часов с хорошо продуманной структурой подачи материала, это огромный труд. Зачем кому-то это делать бесплатно?

Нерегулярный процесс обучения

Если вы не занимаетесь регулярно, то все ваши старания не принесут результата. Обучаться программированию нужно каждый день или через день, осознание того, что вы заплатили деньги за обучающий курс, будет держать вас в тонусе и мотивировать идти дальше. Когда напротив - бесплатность, будет демотивировать и работать против вас, потому что в этом нет ценности.

Ошибки начинающих

Зацикленность на теории

Попытка освоить программирования на теории приводит к тому, что вроде бы в теории все понятно, а на практике полный ноль. Сначала надо писать код, а затем закреплять теорией.

Перфекционизм

Часто начинающие ученики занимаются перфекционизмом. В чем заключается эта проблем? Получив задание, ученик пытается выполнить его сразу идеально. Это априори невозможно, у новичка нет такого опыта. При решении задач, мы ставим цель, чтобы наш код работал. На втором этапе уже оптимизируем код.

Почему вредно, когда ученик хочет решить задачу сразу оптимально? Он смотрит на задачу и не знает, как ее решить идеально и в результате тратит много времени. В итоге он ничего не делает, а задача так и остается нерешенной.

Выводы

Не надо далеко ходить в поисках ответов. На любой фриланс бирже, вы не увидите десятки ответов от соискателей, в созданных проектах с заданиями для Java программистов , по сравнению с количеством ответов на задания для PHP программистов. Конкуренция явно меньше, а значит и заработок Java программиста выше.

И это неудивительно, Java более сложный язык программирования и начинать учить его желательно сразу с премиум видео-курсов. Если вы совсем новичок, тогда смело выбирайте мой новый видео-курс .

По состоянию на сегодняшний день Java - это самый известный и популярный среди всех языков программирования. Начал существовать с 1996 года, изначально разрабатывался в компании Sun Microsystems . Со временем её поглотила корпорация Oracle. Разработчики планировали сделать из Java универсальный язык, применимый практически для всех задач.

За прошедшие 23 года Java сильно расширился и улучшился. На сегодня актуальная версия - Java 11, выпущенная в сентябре прошлого года. За это время Java стала больше, чем языком универсального предназначения. Её можно назвать полноценной платформой, которая обладает собственной экосистемой. Сегодня язык действительно может использоваться для чего угодно: от создания мелких программ до интернет-порталов колоссальных объёмов. Часто применяется для разработки ПО под все известные компьютеры, смартфоны и умную технику. Большая часть всех приложений на Android написана на Java.


Особенности Java

У много особенностей, но ключевой можно назвать принцип трансляции кода в особый байт-код , что не привязан к платформе. Впоследствии данный байт-код обрабатывается на JVM . Этот фактор отличает Java от прочих интерпретируемых языков наподобие Perl , и пр. В них код сразу поступает на интерпретатор. С другой стороны, Java также не относится к исключительно компилируемым языкам (вроде C-подобных).

За счёт необычной архитектуры достигается кроссплатформенность и переносимость приложений, основанных на Java. Такие продукты можно выполнять на Windows, Linux, Mac OS и для этого даже не нужна перекомпиляция кода. Реализация JVM на всех платформах может отличаться, но принцип и ход выполнения остаётся таким же.

Java по синтаксису приближена к языкам C, очень напоминаем и . Если есть познания в одном из Си-подобных языков, разобраться в Java не составит большого труда.

Следующая важная особенность языка - он автоматически собирает весь мусор и удаляет его из памяти. На практике это значит, что Java без дополнительных команд удаляет из памяти не использующиеся и устаревшие объекты. В других языках это приходится делать вручную, периодически прописывая соответствующие команды.

Java причисляется к объектно-ориентированным языкам. Есть поддержка наследования, полиморфизма и прочего. Такой подход помогает создавать крупные проекты, которые легко масштабировать, расширять и редактировать.

Это относительно простой язык, который можно довольно быстро выучить. За счёт фреймворков на нём можно в пару команд создавать стандартный функционал для сайтов, игр и приложений на ПК и смартфоны, не связываясь с низкоуровневым кодом.

В этой статье я постараюсь максимально просто и понятно изложить основы программирования на языке Delphi

Java для чайников. Урок 1. Программа Hello World!

Для начала я расскажу, что может Java. Во первых, на этом языке можно написать апплеты - программки, внедряемые в web- страницу сайта. Например, это может быть игра, система бизнес графики и многое другое. Во вторых, на Java можно писать и полноценные приложения, не обязательно связанные с Web. А можно и сервлеты - программы, которые в отличии от апплетов, выполняются не на стороне клиента, а на стороне сервера.

Начнем с самых самых основ. Отдадим дань традиции и напишем простейшую программу, которая выводит на экран приветствие Hello World. Если у вас нет Java, то ее можно скачать с официального сайта http://www.java.com/ru. Затем установите его.

Если Java у вас установлен, то наберите в каком нибудь редакторе вот такой текст:

Public class HellowWorld {

Public static void main ( String args ) {

System . out . print ( "Hellow , world!" );

}

}

И обязательно сохраните его под именем HellowWorld. java - имя исполняемого класса должно совпадать с именем файла. Для компиляции используйте программу javac.exe, входящую в стандартный пакет Java. Вот как может выглядеть батник компиляции этого java файла:

"c:\Program Files\Java\jdk1.7.0\bin\javac" HellowWorld.java

pause

Если при компиляции никаких ошибок не выскочило:

то, скорее всего, компиляция прошла успешно и у вас в том же каталоге, где лежал HellowWorld. java появился еще и HellowWorld .class:

Теперь запустим другой батник, который вызовет интерпретатор Java вместе с нашим скомпилированным файлом:

"c:\Program Files\Java\jdk1.7.0\bin\java" HellowWorld

pause

Если все сделано правильно, то у вас должен получиться вот такой результат:

Если вы его получили, то могу вас поздравить - вы написали свою первую программу на Java. В дальнейшем мы научимся писать Java- апплеты, и много другое. А сейчас несколько слов о самой программе. Как вы заметили, она начинается со слова public. Это модификатор, который обозначает, что мы объявляем что ли общедоступное: класс, метод класса или переменную. Бывают и другие модификаторы, например: private, protected, friendly, final, abstract, static. Некоторые из них можно комбинировать между собой. Например, private обозначает, что к переменная, которую мы хотим объявить, закрыта для других классов. Но до модификатор мы еще доберемся. А сейчас рассмотрим следующее ключевое слово class. Оно обозначает, что мы объявляем класс. В java все строиться на классах. Один из классов обязательно является базовым. И базовый класс обязательно должен быть public. В данном примере это класса HelloWord. Пока он у нас единственный.

Теперь попытаюсь объяснить простыми словами, что же такое класс и что такое объект .

Вспомним школьный курс зоологии. Как классифицируется живой мир? Сначала вводиться понятие «царство».

1. Царство одноклеточных,

2. Царство растения

3. Царство животные.

Возьмем животных. Их можно разделить по типам. Например:

1. Тип кишечнополостные.

2. Тип плоские черви.

3. Тип моллюски.

4. Тип хордовые.

Последние делятся на млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, птиц и т. д. Можно еще дальше углубиться в классификацию, но сейчас мы это делать не будем, а перейдем непосредственно к программированию.

В языке Java , можно, подобно классификации живого мира, классифицировать объекты (куски программы и данных). Для этого в нем есть классы.

Стоп стоп! – скажете Вы, - а зачем классифицировать эти объекты?

Представить себе, что Вы, подобно некому демиургу (творцу, богу), создаете жизнь на Земле. Сперва Вы разработали простейшие органические соединения. Так, ради эксперимента, что же получиться. Затем объединили их в сложные молекулы, из которых, как из кирпичиков, собрали простейшие микроорганизмы. Но Ваша конечная цель – создание разумной жизни. Поэтому вы не остановились на достигнутом, А сотворили многоклеточные организмы. Затем стали улучшать их, развивать. Некоторые виды оказались жизнеспособные, некоторые вымерли (динозавры). И вот наконец цель достигнута – появился Homo Sapiens – человек разумный.

А теперь опустимся с небес на землю и представим программирование как творение, где вы свою программу заставляете эволюционировать до какого то определенного состояние, когда ее можно использовать, а затем и дальше, постепенно наращивая и улучшая функционал.

А теперь представим, что атом – это простейшая команда программы или единица информации (что друг от друга, согласитесь, не отделимы, ибо программа работает с чем – правильно, с информацией).

Тогда молекула – это подпрограмма. Или объект.

Вот мы создали в своей программе кучу объектов. Надо же их как то классифицировать, что бы не запутаться. Вот для этого в Java и предусмотрены классы (class ). С помощью них мы описываем класс объектов (общее понятие, например птицы), а потом, имея описанный класс можем создать объект – экземпляр этого класса. То есть, класс – это само слово Птицы, а объект – это какая то конкретная птица, если продолжать нашу аналогию.

Далее, птицы бывают разных видов. Но все они имеют какие общие признаки, унаследованные от понятия «Птицы». Так и в Java , от класса можно создать другой класс, который наследует его свойства и методы (признаки). Это называется наследование.

У разных птиц разный окрас перьев, форма клюва и крыльев. Так и у классов, при создании нового класса, унаследованные признаки можно менять. Это называется полиморфизм .

Так, с основными понятиями Java разобрались. Теперь пройдемся по программе.

Вот таким вот образом мы объявляем класс:

public class HellowWorld {

В данном случае в нашей программе класс единственный, и это базовый класс, тоесть, класс, ответственный за запуск программы. Именно поэтому его имя должно совпадать с именем файла, что бы интерпретатор "знал", с чего же начать выполнение программы.

Базовый класс (HelloWorld )имеет базовый метод: main. Он у нас объявлен как public и static. Первый обозначает, что этот метод общедоступный. Если бы это было не так, то программа у нас просто не запустилась бы. Бывают еще и методы не общедоступные, но они мы поговорим в следующих уроках, пока просто запомните, что базовый метод (который у нас запускается при старте программы) должен быть public. И его имя должно быть main, что бы интерпретатор знал, с чего начать выполнения программы.

Теперь что такое static. Это модификатор, который показывает, что метод статический. Тоесть, он работает даже тогда, когда экземпляр класса (объект) не создан. Вообще, поля и методы с модификатором static являются общими для всех объектов класса. Об этом тоже поговорим в дальнейшем.

Каждый метод может иметь или не иметь возвращаемого значения. Если имеет, то это функция. Тип возвращаемого значения так же ставиться в объявлении метода. Если нет то ставиться void (как в нашем примере).

Обращение к полям и методам объекта идет через точку. Есть так же встроенные объекты, например, System, который мы и используем в нашем примере:

System . out . print ( "Hellow, world!" );

в данном случае мы обращаемся к полю out, которое тоже является объектом, предназначенным для вывода данных и вызываем его метод print, который выводить тектс на экран (как в старом добром Бэйсике команда PRINT).

(С) Шуравин Александр

Здравствуй, дорогой читатель. Давно хотел написать подобную статью, но либо не хватало времени, либо мешала предательская лень. Но, как бы там ни было, все-таки у меня получилось собраться с мыслями, чтобы написать то, что принесет вам, я надеюсь, какую нибудь пользу. С радостью поделюсь своими знаниями и опытом, в ответ с вас причитается время и внимание. По моему мнению, данная публикация хорошо подойдет для тех, кто готов определиться в своих интересах и хочет связать свою жизнь с IT - тем или иным образом. Итак, поехали!

Выбор языка программирования

Публикация начинает выглядеть как многие подобные материалы. По закону жанра я должен буду написать название пары тройки языков программирования, назвать парочку плюсов и минусов и, в итоге, так и не ответив на вопрос, перейти к следующей части. Отчасти в этом есть доля правды, ведь каждый выбирает для себя тот язык, который ему ближе, исходя из того, разработкой какого вида продуктов он хочет заниматься в будущем. Большинство из вас изучали в школе Turbo Pascal и вряд ли для вас будет новостью, что на этом языке сейчас уже практически ничего не пишут. Так и в данном случае, выбирать язык надо грамотно, хотя много знаний никогда не бывает, но если вы хотите за короткий промежуток времени эффективно влиться в ряды программистов, к выбору языка надо подходить с умом. В самом начале запомните: хороший программист никогда не останется голодным, а в большинстве случаев сможет купить себе много икры (это определение подойдет для любой специальности, но ни одна специальность не даст вам такой свободы выбора места работы, как в плане компаний, так и стран - программист он и в Индии программист).

Логично, что чем популярнее язык и востребованность, тем больше шансов будет найти работу в будущем, при этом язык должен быть несложным в освоении. Потому что хотя на C++ и пишут большое количество игр и получают за это хорошие деньги, новичку, тем более не знакомому с ООП (объектно-ориентированное программирование) лучше отложить на некоторое время этот язык куда подальше. Далее по ссылке предоставлен список самых популярный языков программирования 2014 года , и как видно, на первом месте стоит Java, далее идут C языки, затем Phyton, JavaScript, PHP, Ruby и т.д. Если самим поискать подобные статистики, то вы увидите, что в разных источниках места заняты по разному, но в целом первые 10 мест по содержанию везде будут совпадать.

Если же обратиться к другому , в основе которого анализ выложенных в Twitter вакансий, вы увидите очень похожую ситуацию с первым примером. И да, обе статьи на английском, привыкайте к этому, если хотите стать программистом, запомните, что практически вся документации и источники полезной информации написаны на английском, так что если ваши знания в этом языке слабоваты, добавьте себе в список дел на завтра и на ближайшее будущее изучать и практиковать английский. Думаю, я даже напишу отдельную статью, посвященную изучению иностранного языка.

Исходя из этих двух источников мы уже можем себе представить, какие языки программирования сейчас «в моде». Как видно по названию, автор статьи выбрал для себя Java. Хотя я считаю его лучшим для изучения ООП, найдется много людей, которые не согласятся со мной, и это логично - сколько людей, столько и мнений. Тут мы встаем на небольшое перепутье дорог: выбирать Java, С# (очень похож на Java), Phyton, если мы хотим работать с начинками программ и приложений (back-end) или же PHP, JavaScript, HTML, если хотим заниматься веб-разработкой (front-end). В первом случае я бы свой выбор остановил на Java, а во втором - на PHP, хотя опять же, тут больше по вкусу, надо уже самому искать информацию о различных языках и вообще понимать, чем ты хочешь заниматься. Для размышлений вот подборка языков, которые используются в крупнейших интернет компаниях мира .

Есть 2 основных причины, почему бы я выбрал либо Java, либо PHP. Первая - это очень популярные языки и найти соотвествующую работу не составит труда, а вторая - в том, что ни по каким другом языкам вы не найдете столько обучающего материала как по этим двум, причем как на русском, так и на английском.

Обучение

Итак, мы подошли к стадии, до которой большинство доходят без проблем, но этот период по праву является одним из самых сложных в карьере программиста. Хотя программист учится в течение всей своей жизни, то время, когда он начинает делать свои первые шаги, во многом определяет дальнейшую его судьбу. Вообще обучение проверяет человека на прочность, выдержит ли он, не потеряет ли интерес через месяц (как это у некоторых бывает), сможет ли дойти до конца и освоить базовые знания, на которые потом будут наслаиваться уже целые пласты информации.

Вообще, у меня есть своя теория, не раз подтвержденная мною же на практике: абсолютно всему можно научиться за 1 год. . Поверьте мне, это сущая правда, кому-то даже понадобиться меньше времени, но если человек не перестает сдаваться и в течение года с умом подходит к обучение, то практически невозможно, чтобы он не научился. Это не только в программировании, абсолютно в любой сфере: хочешь играть на гитаре - без проблем (у меня это заняло не так уж много времени и сил), научиться аргентинскому танго, кататься на серфе - на все это хватит одного года. Главное - учитесь!

В данном случае я буду рассматривать язык Java, так как он мне все таки ближе. Благо в интернете полно людей, которые безвозмездно помогают другим в обучение, поэтому найти подходящий для вас материал не составит труда. , которые можно с пером и бумагой просматривать в стенах свою уютной квартиры (пока только на русском языке). Для тех, кто привык вчитываться в проходимый материал, опять же интернет предоставляет большие возможности и это только один из всевозможных сайтов с уроками по Java . Теории хоть отбавляй, но не могу сказать про такой обучающий сайт, как Coursera.org , где вы сможете найти обучающие курсы на различных языках и по различным областям, в том числе и программированию - опять же все абсолютно бесплатно. Таких сайтов не один и не два, стоит всего лишь поискать.

Но как бы не была познавательной теория, в программирование без практики не обойтись. Но даже тут за нас уже сделали пол дела и не надо искать различные задачи, чтобы улучшать свои навыки, такой сервис как JavaRush очень в этом поможет. В целом данный сайт дает как теорию, так и практику, начиная просто с дублирования кода с экрана и заканчивая комплексными задачками, а в перерывах даже предлагает расслабиться и посмотреть небезызвестный мультсериал. По заверениям авторов, достигшие 20 уровня в сервисе будут иметь достаточные знания, чтобы уже устраиваться в IT компанию.

Ну и конечно, кто-то спросит, а как же книга? Разве не надо их читать, а если надо - то что? На это я отвечу, что от чтения книг еще никто глупее не становился. Книг тоже очень много, но я перечислю только небольшую часть из них:

Помощь в практике

Как уже упоминалось, практика - это неотъемлемая часть в любом обучение, особенно в программировании. Тут вам придется кодить и кодить, вплоть до мышечной памяти пальцев. Это, конечно, немного утрировано, но на первых порах придется и вправду много бить по клавишам, чтобы запоминать значения различных конструкций, чтобы в будущем использовать практически на автомате.

У многих начинающих программистов на первых порах возникает большое количество вопросов, особенно когда нужно выполнять самостоятельное задание. Это нормально. Но в таких ситуациях надо понимать, что практически на любой возникший у вас вопрос можно найти ответ в интернете. Вряд ли вы первый, кто с ней сталкивается, поэтому не торопитесь сражу же задавать вопросы на различные форумы программистов (о которых я напишу чуть позже). Посидите минутку, правильно сформулируйте проблему у себя в голове и смело ищите её в поисковике. Наверняка большинство будут искать на русском языке, но не забывайте, что язык программистов - это английский, поэтому, если вы не нашли ответ на великом и могучем, стоит поискать на языке, который в школе вроде бы все учили, но так и не выучили. Но если даже и в этом случае оказалось, что на ваш вопрос нигде нет ответа, в бой вступают лучшие форумы интернета:

  • Cyberforum - по моему мнению, самый популярный русскоязычный форум ITшников, тут можно найти ответы на вопросы, при чем и не только в области программирования;
  • Programmers forum - крупный русскоязычный форум;
  • Searchengines - небезызвестный форум, но специализируется больше в веб- программирование;
  • Stack overflow - а это уже, не побоюсь этих слов, самый популярный во всем мире IT-форум, ответы практически на все свои вопросы вы найдете именно здесь;
  • Dev shed - тоже крупный англоязычный форум;
  • Quora - форум прямо не специализирующийся на программировании, но зато большая вероятность, что вы получите ответ от настоящего профессионала.

Форумы - это, конечно, не единственный способ получить ответы на интересующие вопросы. В своей практике программисты повсеместно работают с официальной документацией языка, на котором они пишут. Там описываются, как работают те или иные классы и интерфейсы, порой документация является единственным источником, который может помочь в разрешение вопросов, ведь это только на начальном этапе у всех схожие вопросы и без проблем можно найти готовые решения, но чем дальше вы забираетесь в дебри, тем сложнее и сложнее находить ответы, поэтому приходиться уповать на свою, я надеюсь, уже умную голову.

Компилируем код

Довольно много я уже написал, конечно, сложно охватить такую большую тему в рамках одной статьи, но, думаю, первые шаги уже сделаны и вызвать у вас соответсвующие мысли они должны. Думаю, это только первая статья из серии «Как стать программистом» и, соответственно «зачем?», если вы стоите на перепутье дорог и пока не знаете, какой выбрать путь. В следующий раз я затрону более интересные в материальном плане вещи, ведь не секрет, что программисты люди не бедные, а уж где и сколько они получают, посмотрим в следующий раз.

Наконец, для тех, кто хочет действительно стать программистом, желаю взять быка за рога, собрать всю волю в кулак и делать то, что вам нравится. До меня уже тысячи раз говорили, но я повторюсь, главное - желание и труд. Тогда все у вас получится. Запомните самое главное: воспринимайте изучение языков программирования и различных технологий не как цель, а как СРЕДСТВО. Только представьте, какие возможности перед вами открываются. Может быть, именно вы станете одним из тех, кто меняет мир в режиме реального времени. Так что удачи и спасибо за внимание!

Видео-бонус

Теги: Добавить метки

  • Перевод

«Вы счастливчики. Мы по три месяца жили в мешках из дерюги в грязных сараях. Мы вставали в шесть утра, стирали мешки, съедали по корке чёрствого хлеба и шли работать на мельницу, по 14 часов в день, с понедельника и до воскресенья, и когда мы возвращались домой, наш папа порол нас своим ремнем»
- Летающий цирк Монти Пайтона, Четыре йоркширца

Ленивая молодёжь.

Что может быть хорошего в тяжёлой работе?

Верный признак моего старения - моё ворчание и жалобы о «современной молодёжи» и о том, как не хотят или не могут больше делать ничего сложного.

Когда я был молод, я учился программировать на перфокартах. Если вы случайно делали ошибку, у вас не было такой «современной возможности», как нажать клавишу backspace и ввести заново то, что нужно. Вам приходилось выкидывать карту и начинать ввод заново.

Когда я начинал проводить интервью с программистами в 1991 г., я обычно позволял им использовать любой язык программирования для решения моей задачи на кодирование. В 99% случаев они выбирали C.

В наши дни они обычно выбирают Java.

Не поймите меня неправильно: нет ничего неправильного в использовании Java в качестве рабочего языка.

Подождите минутку, я хочу немного изменить это утверждение. Я не утверждаю в этой отдельно взятой статье, что в использовании Java в качестве рабочего языка есть что-то неправильное. В этом много неправильного, но оно подождет до другой статьи.

Вместо этого я хочу сказать, что Java в целом недостаточно сложна, чтобы отделить отличных программистов от посредственных. Может быть, это отличный язык для работы, но сегодня речь не об этом. Я даже могу зайти так далеко, что скажу - факт того, что Java не сложен, это фича, а не баг, - но это ведёт к данной проблеме.

Это может звучать немного резковато, это просто моё скромное мнение, но есть две вещи, которым традиционно учат в университетах в курсе компьютерных наук (Computer Science, CS ) и которые многие люди никогда полностью по-настоящему так и не понимают: указатели и рекурсия.

В самом начале обучения в колледже вы проходите курс структур данных, со связанными списками, хеш-таблицами и прочими мелочами, с широким использованием указателей. Такие курсы довольно часто используются как курсы для отсева: они так сложны, что все, кто не обладает мыслительными способностями, необходимыми для CS, бросают, и это очень хорошо, потому что если вы думаете, что указатели сложны, то подождите пока вам не придётся доказывать факты теории неподвижной точки.

Все те юные гении, которые в старших классах школы писали на Бейсике пинг-понг для Apple II, поступают в колледжи, выбирают CompSci 101, курс по структурам данных, и когда сталкиваются с работой с указателями, их мозги просто взрываются, и они решают перевестись на политологию, потому что теперь правовая школа кажется им лучшим выбором. Я много раз видел графики отсеивания студентов с курсов CS, и обычно процент выбывших составляет от 40% до 70%. В университетах склонны считать это разбазариванием; я думаю, что это просто необходимая естественная отбраковка людей, которые просто не смогут быть счастливы или успешны в карьере программиста.

Другим сложным для многих студентов был курс, в котором изучалось функциональное программирование, в том числе рекурсивное программирование. В Массачусетском Технологическом Институте была очень высоко поставлена планка по этим курсам, разработан обязательный курс (6.001) и учебник (Абельсон и Сассман, Структуры и Интерпретация Компьютерных Программ (Abelson & Sussman"s Structure and Interpretation of Computer Programs) ) которые используются десятками или даже сотнями лучших школ CS как стандарт де факто для курсов введения в CS.

Сложность этих курсов просто ошеломляющая. На первой лекции вы целиком изучаете Scheme, и теперь вы можете быть посвящены в работу функций, работающих с неподвижной точкой, которые используют другие функции на входе. Когда я смог побороть такой курс, CSE121 в Университете Пенсильвании, я увидел, как много, если не большинство, студентов так и не смогли это сделать. Материал был слишком сложным. Я послал по электронной почте профессору длинное письмо, полное рыданий, говорящее о том, что Это Просто Нечестно. Кто-то в университете, должно быть, услышал меня (или одного из других жалобщиков), потому что теперь на этом курсе изучают Java.

Теперь я бы предпочёл, чтобы меня не услышали.
Думаете, что вы знаете, что это такое? Проверьте Себя Здесь!

Об этом и ведутся споры. Годы скуления ленивых студентов, подобных мне, в сочетании с жалобами индустрии программного обеспечения на то, как мало американские университеты выпускают специалистов по CS, сделали своё дело, и за последнее десятилетие множество безупречных в остальном школ на 100% перешли на Java. И это приветствовалось: рекрутёрам, которые используют «grep» для оценки резюме (прим.: grep - это программа в Unix, позволяющая выбирать строки, в которых есть нужное слово ), это, кажется, нравится, и, что лучше всего, в Java нет ничего достаточно сложного, чтобы реально отсеять программистов без той части мозга, которая отвечает за указатели или рекурсии, соответственно уровень отсеивания в университетах понижается, факультеты CS выпускают больше студентов, за это получают больше денег, и всем становится хорошо.

Счастливые ученики Java-школ никогда не столкнутся с ужасными segfault (прим.: Segmentation Fault - типичная ошибка при обращении по некорректному адресу ) при попытках реализовать основанные на указателях хеш-таблицы. Они никогда не будут делать безумных, сумасшедших попыток упаковать что-то в биты. Они никогда не будут загружать свои головы мыслями о том, как в полностью функциональных программах значение переменной никогда не изменяется, и все-таки оно постоянно изменяется! Парадокс!

Им не нужна эта часть мозгов, чтобы получить красный диплом.

Неужели я всего лишь один из тех старомодных ворчунов, вроде Четырёх Йоркширцев, которые хвастаются тем, как тяжело было жить в суровые старые времена?

Эй, в 1900 г. латынь и греческий были обязательными предметами в колледже, не потому, что они были как-то необходимы в жизни, но потому, что их знание было одним из обязательных признаков образованного человека. В некотором смысле мои аргументы не отличаются от тех аргументов, которые приводили сторонники латыни (все четыре). «[Латынь] тренирует ваш ум. Тренирует вашу память. Распутывание предложений на латыни - это отличное упражнение для ума, настоящая интеллектуальная головоломка, и хорошее введение в логическое мышление», писал Скотт Баркер (Scott Barker). Но я не смог найти ни одного университета, который до сих пор преподаёт латынь в обязательном порядке. Неужели указатели и рекурсия - это латынь и греческий компьютерных наук?

Итак, я легко соглашусь с тем, что программирование указателями сегодня не является необходимым в 90% разработки кода, и даже представляет опасность в промышленном коде. Да. Прекрасно. И функциональное программирование не так уж часто используется на практике. Согласен.

Но это все ещё важно для некоторых из самых восхитительных программных разработок. Например, без указателей вы никогда не сможете работать над ядром Linux. Вы не сможете понять ни строки кода Linux или любой операционной системы без реального понимания указателей.

Без понимания функционального программирования вы не сможете придумать MapReduce - алгоритма, который делает Google столь хорошо масштабируемым. Термины Map и Reduce пришли из Lisp и функционального программирования. MapReduce понятен любому, кто помнит из своего курса, эквивалентного 6.001, что истинно функциональные программы не имеют побочных эффектов и поэтому легко распараллеливаемы. Очень показателен тот факт, что в Google изобрели MapReduce, а в Microsoft нет, и это говорит кое-что о том, почему Microsoft до сих пор играет в догонялки, пытаясь заставить работать основные функции поисковой машины, в то время как в Google перешли к следующей проблеме: построению Skynet величайшего в мире параллельного суперкомпьютера. Я не думаю, что Microsoft действительно понимает, насколько они отстали на этом пути.

Но даже вдали от задач, где важность указателей и рекурсии очевидна, их реальная значимость в том, что создание больших систем требует той гибкости мозга, которую вы получаете при их изучении, и тех способностей мозга, которые были вам необходимы для того, чтобы не вылететь с курса во время обучения. Указатели и рекурсия требуют от человека определённых способностей: рассуждать, абстрактно мыслить, и, что особенно важно, видеть проблему на нескольких уровнях абстракции одновременно. Поэтому способность понимать указатели и рекурсию напрямую связана со способностью быть великим программистом.

Ничто в образовании, построенном полностью на Java, не отсеивает студентов из-за недостаточной гибкости их мозгов для понимания этих концепций. Как работодатель, я вижу, что 100%-Java школы начали штамповать выпускников курсов CS, некоторые из которых просто недостаточно умны для того, чтобы работать программистами с чем-то более замысловатым, чем Ещё Одно Бухгалтерское Приложение На Java, хотя они и управились со скрипом с «современной-упрощённой-для-тупиц» курсовой работой. Эти студенты никогда не справились бы с курсом 6.001 в Массачусетском Технологическом, или с CS 323 в Йеле, и, честно говоря, это и есть причина, почему, с точки зрения работодателя, диплом Массачусетского Технологического или Йеля имеет больший вес, чем диплом Дюка, который недавно стал Полностью-На-Java, или Penn University, который заменил Scheme и ML на Java, пытаясь преподавать на ней курс, который когда-то почти убил меня и моих друзей, CSE121. Дело не в том, что я не хочу нанимать умных ребят из Duke или Penn - я нанимаю их - просто мне гораздо сложнее понять, кто они. Раньше я мог сказать, что парень действительно умён, если он за несколько секунд может разобраться в рекурсивном алгоритме, или реализует функции, манипулирующие связными списками на основе указателей, с такой скоростью, с которой он может писать на листе бумаги. Но в случае выпускников школ Java я не могу сказать, имеет ли претендент проблемы с этими задачами, потому что у него просто не хватает соответствующего образования, или потому, что у него нет соответствующей части мозгов, необходимой для отличной работы в качестве программиста. Пол Грэхэм называет их Горе-Программистами.

Достаточно плохо уже то, что Школы-на-Java не отсеивают тех, кто никогда не сможет стать великими программистами, но на это школы вполне обоснованно могут сказать, что это не их проблема. Индустрия, или, по крайней мере, «рекрутёры-использующие-grep», действительно требуют, чтобы школы преподавали Java.

Но «школы-только-на-Java» также перестали тренировать мозги студентов для того, чтобы они стали знающими, проворными, и гибкими достаточно, чтобы могли хорошо проектировать программы (и я не имею в виду объектно-ориентированное «проектирование», когда вы тратите несчётное количество часов, переписывая собственный код при перестройке вашей объектной иерархии, или мучаетесь такими фальшивыми «проблемами», как выбор «содержит» или «является» (прим.: has-a vs. is-a, выбор между наследованием и композицией классов )). Необходимы тренировки, чтобы научиться думать на нескольких уровнях абстракции одновременно, что является абсолютно необходимым для проектирования отличной архитектуры программного обеспечения.

Вам может быть интересно, может ли обучение объектно-ориентированному программированию (ООП) быть хорошим заменителем указателей и рекурсии как вычищающих курсов. Короткий ответ - нет. Не обсуждая достоинства ООП, можно просто сказать, что оно недостаточно сложно для отсеивания посредственных программистов. Преподавание ООП состоит в основном в запоминании нескольких словарных терминов, таких как «инкапсуляция» и «наследование» и заучивании ответов на множество вопросов о разнице между полиморфизмом и перегрузкой операций. Не сложнее заучивания знаменательных дат и имён на уроках истории, ООП ставит неадекватно простую задачу для того, чтобы отпугнуть первокурсников. Когда у вас проблемы с ООП, ваша программа все-таки работает, она просто становится сложной для поддержки. Якобы. Но когда у вас проблемы с указателями, ваша программа выдаёт Segmentation Fault, и вы понятия не имеете, что происходит, до тех пор пока вы не остановитесь, не сделаете глубокий вдох и не попытаетесь на самом деле заставить свой ум работать на двух уровнях абстракции одновременно.

Рекрутёры-использующие-grep, кстати, высмеиваются здесь, и для этого есть веские доводы. Я никогда не был знаком с человеком, который бы понимал Scheme, Haskell и указатели С, и не мог бы освоить Java за пару дней, и после этого писать код на Java лучше, чем люди, имеющие пятилетний опыт работы с Java, но попробуйте объяснить это среднему HR-биороботу.

А что насчёт миссии CS-факультетов? Это не ПТУ! Их работа не состоит в том, чтобы подготовить людей к работе в промышленности. Это только для общинных колледжей, скажут вам, (прим.: в США двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества ) и государственных программ переобучения для уволенных рабочих. Предполагается, что они дают студентам фундаментальные инструменты для того, чтобы те жили своей жизни, а не готовят их к первым дням работы. Правильно?

Всё же. CS это доказательства (рекурсия), алгоритмы (рекурсия), языки (лямбда-исчисление), операционные системы (указатели), компиляторы (лямбда-исчисление) - и в результате получаем, что школы-на-Java, которые не учат С и не учат Scheme, в действительности не учат компьютерной науке. Насколько бесполезно в реальном мире понимание концепции каррирования (прим.: в функциональном программировании порождения из одной функции другой функции с меньшим числом аргументов; например из f(x,y) = x*y получение функции f3(x) = f(x,3) = 3*x) , настолько же это необходимая предпосылка для высшего образования в области CS. Я не понимаю, почему профессора в комитетах, утверждающих программы обучения в колледжах, позволяют их программам тупеть до такой степени, что они не только не могут готовить программистов, готовых к работе, они даже не могут подготовить выпускников, которые могли бы получить степень PhD (прим.: аналог кандидата наук ) и соперничать с ними за рабочие места. Хотя нет, подождите. Забудьте. Может быть я всё-таки понимаю.

Действительно, если вы вернётесь и изучите дискуссии, которые имели место в академических кругах во время Великого Перехода На Java, вы заметите, какой большой интерес вызывал вопрос, явяется ли Java достаточно простым для использования его в качестве учебного языка.

«Боже мой», - подумал я, - «они пытались отупить курс ещё сильнее!» Почему бы не кормить всех студентов с ложечки? Почему бы преподавателям самим не делать и тесты за них - тогда точно никто не будет переходить на гуманитарные специальности! Как предполагается научить кого-то чему-то, если курс обучения заботливо сконструирован так, чтобы стать ещё проще, чем он есть сейчас? Кажется, ставится задача приложить усилия (PDF) по разработке простого подмножества Java, предназначенного для изучения студентами, выпуск упрощённой документации, которая заботливо прячет весь этот EJB/J2EE-мусор от их нежных мозгов так, чтобы они не беспокоили свои крохотные головки какими-то другими классами кроме тех, которые необходимы для того, чтобы решать стандартный простейший набор заданий по курсу.

Наиболее сочувственное объяснение, почему факультеты CS с таким энтузиазмом отупляют свои курсы, это то, что у них будет значительно больше времени для обучения актуальным концепциям CS, если только они не будут вынуждены тратить две лекции на то, чтобы объяснить разницу между, скажем, int и Integer в Java. Хорошо, если дело только в этом, 6.001 будет для вас отличным ответом: учебный язык Scheme так прост, что весь язык может быть рассказан смышлёным студентам примерно за десять минут; после этого вы можете потратить остаток семестра на неподвижные точки.

Я возвращаюсь обратно к единицам и нулям.

(У вас есть единицы? Везучий ублюдок! Всё, что было у нас - это нули.)

Конец
Переводчик: Илья Болодурин

Cтатья давнишняя, но «зацепило».

Upd
В комментариях многие просили озвучить собственное мнение, а не тупой копипаст статьи.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Топ-драйверов, похожих на ASUS Мобильный телефон Топ-драйверов, похожих на ASUS Мобильный телефон Пулы для майнинга: основы добычи криптовалюты Пулы для майнинга: основы добычи криптовалюты Как можно поменять айфон по гарантии на новый Как можно поменять айфон по гарантии на новый